В этой статье хотелось бы поговорить о новом для большинства стран ЕАЭС механизме взаимодействия между таможенными органами и бизнесом — о таможенном аудите. Использование механизмов таможенного аудита является базовым подходом, заложенным на уровне международного законодательства, которое, согласно Договору о Евразийском экономическом союзе, государства — члены ЕАЭС принимают во внимание.
Таможенный аудит — это механизм взаимодействия между таможенными органами и бизнесом, позволяющий с помощью общепризнанных методов общего аудита осуществить проверку внешнеэкономической деятельности участников ВЭД на предмет ее соответствия требованиям таможенного законодательства.
Международное законодательство, в котором заложены положения таможенного аудита и методология его проведения, состоит из следующих основополагающих документов.
1. Международная конвенция об упрощении и гармонизации таможенных процедур (Киото, 18.05.1973, в ред. Протокола от 26.06.1999). Глава 6 Конвенции, посвященная вопросам таможенного контроля, предусматривает следующие стандарты: 6.6. Стандарт — «Системы таможенного контроля включают в себя контроль на основе методов аудита»; 6.8. Стандарт — «В целях совершенствования таможенного контроля таможенная служба стремится к сотрудничеству с участниками торговой деятельности и заключению меморандума о взаимопонимании».
2. Международный стандарт Всемирной таможенной организации от июня 2012 г. «Руководство по проведению таможенного контроля после выпуска товаров», часть 1 (Post-clearance audit. The World Customs Organisation guidelines, 2012).
В соответствии с указанными положениями международного законодательства для упрощения методов таможенного контроля и достижения большей эффективности при проведении таможенного контроля после выпуска товаров крайне необходимо формирование законодательной базы, которая позволила бы таможенным органам проводить аудит. Если страны входят в таможенный союз, то таможенные органы могут развивать такое законодательство в зависимости от подходов на национальном или региональном уровне. Если репутация участника ВЭД не вызывает сомнения, таможенные органы получают возможность признавать результаты внутреннего аудита организации и могут не проводить таможенную проверку. Государственные органы смогут экономить ресурсы на проведение контрольных мероприятий, не снижая эффективности таможенного контроля, а участник ВЭД — свести к минимуму риск несоблюдения законодательства и минимизировать потери от наложения мер административной ответственности за неумышленные нарушения.