Стратегией развития таможенной службы Российской Федерации до 2030 г. определена миссия ФТС России — содействие развитию международной торговли, росту товарооборота и несырьевого экспорта, обеспечение национальной безопасности Российской Федерации, полноты и правомерности взимания таможенных платежей, достижение высокого качества таможенного администрирования, создание конкурентных преимуществ для законопослушных участников внешнеэкономической деятельности.
Главной целью стратегии определено «Формирование к 2030 г. качественно новой, насыщенной "искусственным интеллектом", быстроперенастраиваемой, информационно связанной с внутренними и внешними партнерами, умной таможенной службы, незаметной для законопослушного бизнеса и результативной для государства» [1].
Цифровизация деятельности таможенных органов начала осуществляться задолго до вступления в силу таможенного кодекса Евразийского экономического союза (далее — ЕАЭС). Начиная с 2015 г., в деятельность таможенных органов активно внедряются такие перспективные технологии, как автоматическая регистрация деклараций на товары и автоматический выпуск товаров.
В период с 2018 по 2020 г. ФТС России проведена масштабная работа по реформированию таможенных органов — создано 8 электронных таможен и 16 центров электронного декларирования и переведено декларирование товаров в центры электронного декларирования (далее — ЦЭД).
Концентрация декларирования в 16 ЦЭД позволила повысить уровень управления таможенными органами, эффективность и результативность таможенного контроля, обеспечить полноту взимания таможенных платежей, а также разорвать связь «должностное лицо таможенных органов — участник ВЭД», уменьшив тем самым коррупционные риски.
По состоянию на ноябрь 2020 г. в полностью автоматическом режиме зарегистрировано 3,4 млн и выпущено более 964 тыс. деклараций на товары (далее — ДТ).
Анализ функционирования таможенных органов свидетельствует о высокой востребованности технологий полностью автоматического принятия решений при таможенном контроле, которые позволяют: