Необходимость перехода к «оплате по результату» была обозначена Указом Президента РФ от 7 мая 2012 года, а термин «эффективный контракт» появился в нормативной правовой базе в 2012 году после Бюджетного послания Президента РФ «О бюджетной политике в 2013-2015 годах», а также утверждения Программы поэтапного совершенствования системы оплаты труда в государственных (муниципальных) учреждениях на 2012-2018 годы [1]. Отличие такого контракта от традиционного трудового договора в том, что получение работниками стимулирующих выплат напрямую зависит от достижения ими определенных значений показателей эффективности их деятельности. Уже в 2017 году Минобрнауки России попросило образовательные организации отчитаться о стопроцентном завершении работы по внедрению механизмов «эффективного контракта» с научно-педагогическими работниками [2].
В то же время многие образовательные организации столкнулись с проблемами при внедрении «эффективного контракта», начиная с адаптации локальной нормативной базы учреждения и разработки показателей и критериев оценки эффективности деятельности научно-педагогических работников (далее — НПР), заканчивая процедурными вопросами реализации оценки деятельности НПР и связанного с этим делопроизводства.
До 2019 года в Самарском государственном социальном педагогическом университете (СГСПУ) процедура оценки эффективности деятельности НПР проводилась на основе «бумажного» анкетирования работников с предоставлением скан-копий подтверждающих документов. Анкеты с показателями эффективности деятельности заполнялись НПР самостоятельно, где они на основе утвержденных критериев оценки производили ручной подсчет баллов. Последующая проверка ответственными работниками сданных анкет являлась очень трудоемким процессом, который усугублялся низким качеством проведенной самооценки НПР своей деятельности (иногда имела место вольная трактовка критериев оценки) и отсутствием или несоответствием предоставленных подтверждающих документов. Часто встречались случаи дублирования информации о выполнении показателей эффективности деятельности и банальные ошибки при подсчете баллов.