По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

Аутопробиотики для персонифицированного питания школьников

В.И. Ганина д-р техн. наук, профессор МГУТУ имени К.Г. Разумовского (ПКУ)

По данным Минздравсоцразвития России, состояние здоровья детей и подростков в Российской Федерации характеризуется следующими показателями: более половины детей школьного возраста имеют ослабленное здоровье; две трети детей в возрасте до 14 лет имеют хронические заболевания; лишь 10-15 процентов выпускников общеобразовательных учреждений могут быть отнесены к категории здоровых. Мировое сообщество ученых в последние десятилетия по мере развития нутригеномики пришло к пониманию важности роли микробиоты в организме человека и ее связи с питанием. Нормальная микробиота кишечника участвует в разнообразных физиологических функциях организма детей школьного возраста: защитной, пищеварительной, детоксикационной и антиканцерогенной, синтетической, генетической, иммуногенной, метаболической и других. К одним из функциональных ингредиентов, которые доказали свой положительный эффект на организм детей, относятся пробиотические бактерии. Предлагаются методы коррекции нормофлоры, направленные не только на восстановление эволюционно обусловленных микробных популяций, но и обеспечивающих эффективное воздействие на индивидуальный организм.

Литература:

1. Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 №273 ФЗ (с изменениями).

2. Указ Президента Российской Федерации от 29 мая 2017 года № 240 «Об объявлении в Российской Федерации Десятилетия детства».

3. Бакирова М.А. Влияние питания на здоровье школьников / М.А. Бакирова, Г.А. Таракова, С.А. Быкыбаева, Г.Н. Сержанова, Р.Б. Ергешбаева, Н.Ж.Итешова// Вестник КазНМУ. 2016. — № 1. — С. 518–521.

4. Шендеров Б.А. Микробная экология человека и ее роль в поддержании здоровья. Метаморфозы. 2014. — С. 72–80.

5. Ганина В.И. К вопросу о функциональных продуктах питания /В.И. Ганина, И.И. Ионова // Молочная промышленность, 2018. — № 3 . — С. 44-47.

6. Бельмер С.В. Кишечная микробиота у детей: норма, нарушения, коррекция / С.В. Бельмер, А.И. Хавкин, Е.О. Алешина, А.В. Алешкин, М.К. Бехтерева, Н.М. Богданова и др. // Москва: Медпрактика-М, 2019. — 472 с.

7. de Morais M.B. Microbiota, Environment, and Diet / de Morais M.B., C.S. Mello, M.S. CarmoRodrigues, H.B. Araújo Filho, L.C.F.L. Melli, S. Tahan, A.C.C. Pignatari// Journal of pediatric gastroenterology and nutrition. — 2017. — Vol. 65. — № 1. — P. 24.

8. Shreiner A.B. The gut microbiome in health and in disease/ A.B Shreiner, J.Y Kao, V.B Young//CurrOpinGastroenterol 2015; 31 (1): 69-75.

9. Бовбель И.Э. Современные представленияо микробиоте кишечника и возможности эффективного применения пробиотиков в практике врача-педиатра // Медицинские новости. — 2017. — № 2. — С. 25–31

10. Малышев В.К. Современные аспекты сохранения когнитивного и психического здоровья, с помощью функционального питания, стабилизации микробиоты и профилактики дисбиоза / В.К. Малышев, В.Ф. Пятин, Н.П. Романчук, И.И.Сиротко, О.Л. Никитин, Д.В. Романов, А.Н. Волобуев // Электронный научно-образовательный вестник Здоровье и образование в XXI веке. — 2017. — Т. 19. — № 6. — С. 42-51.

11. Печкуров Д.В. Микробиота кишечника у детей: от профилактики нарушений становления к предупреждению неинфекционных заболеваний/ Д.В. Печкуров, Т.В. Турти, И.А. Беляева, А.А. Тяжева // Педиатрическая фармакология. — 2016. — № 4. — С. 377–383.

12. Andrews K., Gonzalez A. Contextual risk factors impacting the colonization and development of the intestinal microbiota: Implications for children in low‐and middle‐income countries // Developmental psychobiology. — 2019. — Vol. 61. — № 5. — P. 714-728.

13. Шевелева С.А. Пробиотики в пищевой индустрии: нормативная база, перспективы / С.А. Шевелева // Переработка молока, 2018. — №10. — С. 30-34

14. Suvorov A. Autoprobiotics as an approach for restoration of personalized microbiota/ A. Suvorov, A. Karaseva, M. Kotyleva,Y. Kondratenko, N. Lavrenova and et al.//Frontiers in microbiology, 2018. — Vol.9 (September):1809-1-9.

15. Hristov K.K. Gastrointestinal Microbiota and Immunity/ К.К. Hristov// Journal of IMAB– Annual Proceeding Scientifi c Papers. 2019. Vol. 25. — № 3. — P. 2683–2688.

16. Бекетова Н.А. Обеспеченность витаминами детей школьного возраста с ожирением / Н.А. Бекетова, Е.В. Павловская, В.М.Коденцова, О.А. Вржесинская, О.В. Кошелева, А.А. Сокольников, Т.В. Строкова// Вопросы питания, 2019. — Т. 88. — №4. — С. 66-74.

В соответствии с Законом РФ «Об образовании в Российской Федерации» здоровье школьников относится к приоритетным направлениям государственной политики в сфере образования. В стране действует Государственная социальная программа «Десятилетие детства в России» (с 2018 по 2027 г.). Приоритетными направлениями программы являются обеспечение и защита прав и интересов детей; обеспечение безопасности детей; здоровый ребенок; всестороннее образование — детям; современная инфраструктура детства; безопасное информационное пространство для детей; культурное развитие детей; безопасный детский отдых [1,2].

По данным Минздравсоцразвития России, состояние здоровья детей и подростков в Российской Федерации характеризуется следующими показателями: более половины детей школьного возраста имеют ослабленное здоровье; две трети детей в возрасте до 14 лет имеют хронические заболевания; лишь 10-15 процентов выпускников общеобразовательных учреждений могут быть отнесены к категории здоровых. Общая заболеваемость детей школьного возраста возрастает: продолжается рост заболеваний органов зрения; болезней желудочно-кишечного тракта, опорно-двигательной системы; нервной и сердечно-сосудистой систем, органов дыхания, крови и кровеносных органов, врожденных аномалий, анемий и других. Организм детей еще развивается, поэтому болезни прогрессируют быстрее, чем у взрослого человека. Школьные болезни — это отклонения в здоровье детей в возрасте от 7 до 17 лет, спровоцированные образовательной перегрузкой, нарушением условий учебного процесса, режима питания, стресса и другими факторами. Неправильное и нерациональное питание напрямую влияет на физическое и умственное развитие детей, поскольку они большую часть дня проводят в стенах школы, занимаясь умственным трудом.

Все это обусловливает необходимость развития мероприятий по созданию предпосылок для здорового образа жизни, включая нормализацию режима и оптимизацию рационов питания путем применения функциональных персонифицированных и персонализированных продуктов питания [3,4,5].

Для Цитирования:
В.И. Ганина, Аутопробиотики для персонифицированного питания школьников. Товаровед продовольственных товаров. 2020;9.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: