В соответствии с Законом РФ «Об образовании в Российской Федерации» здоровье школьников относится к приоритетным направлениям государственной политики в сфере образования. В стране действует Государственная социальная программа «Десятилетие детства в России» (с 2018 по 2027 г.). Приоритетными направлениями программы являются обеспечение и защита прав и интересов детей; обеспечение безопасности детей; здоровый ребенок; всестороннее образование — детям; современная инфраструктура детства; безопасное информационное пространство для детей; культурное развитие детей; безопасный детский отдых [1,2].
По данным Минздравсоцразвития России, состояние здоровья детей и подростков в Российской Федерации характеризуется следующими показателями: более половины детей школьного возраста имеют ослабленное здоровье; две трети детей в возрасте до 14 лет имеют хронические заболевания; лишь 10-15 процентов выпускников общеобразовательных учреждений могут быть отнесены к категории здоровых. Общая заболеваемость детей школьного возраста возрастает: продолжается рост заболеваний органов зрения; болезней желудочно-кишечного тракта, опорно-двигательной системы; нервной и сердечно-сосудистой систем, органов дыхания, крови и кровеносных органов, врожденных аномалий, анемий и других. Организм детей еще развивается, поэтому болезни прогрессируют быстрее, чем у взрослого человека. Школьные болезни — это отклонения в здоровье детей в возрасте от 7 до 17 лет, спровоцированные образовательной перегрузкой, нарушением условий учебного процесса, режима питания, стресса и другими факторами. Неправильное и нерациональное питание напрямую влияет на физическое и умственное развитие детей, поскольку они большую часть дня проводят в стенах школы, занимаясь умственным трудом.
Все это обусловливает необходимость развития мероприятий по созданию предпосылок для здорового образа жизни, включая нормализацию режима и оптимизацию рационов питания путем применения функциональных персонифицированных и персонализированных продуктов питания [3,4,5].