По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 616.896–053.2

Аутизм — взгляд из прошлого в будущее (обзор литературы)

Альбицкая Жанна Вадимовна кандидат медицинских наук, ассистент кафедры психиатрии и медицинской психологии ГБОУ ВПО «Нижегородская государственная медицинская академии» Минздрава РФ, Е-mail: zhanna051267@gmail.com
Касимова Лала Наримановна доктор медицинских наук, профессор, заведующая кафедрой психиатрии и медицинской психологии ГБОУ ВПО «Нижегородская государственная медицинская академия» МЗ РФ
Демчева Надежда Константиновна доктор медицинских наук, профессор, руководитель лаборатории аналитической эпидемиологии отдела организационных и эпидемиологических проблем психиатрии ФМИЦПН имени В. П. Сербского МЗ РФ
Лацплес Петр Ренгольдович кандидат медицинских наук, научный сотрудник НИИ профилактической медицины ГБОУ ВПО «Нижегородская государственная медицинская академия» МЗ РФ

Ранний детский аутизм привлекает огромное внимание исследователей и практических специалистов в связи с его высокой распространенностью, резистентностью к фармакотерапии, трудностями реабилитации и высокой степенью инвалидизации. Несмотря на то что проведенные за последние 30 лет исследования во многом объяснили концепции аутизма, до настоящего времени не решены основные проблемы детей с расстройствами аутистического спектра (применение адекватных методов психофармакологической и психолого-педагогической коррекции) и нет единой концепции относительно причин возникновения аутизма. В обзоре рассматриваются вопросы истории, понимания аутизма, дифференциальной диагностики и различные теории и гипотезы возникновения данного расстройства у детей.

Литература:

1. Башина. В. М./Аутизм в детстве. — М., 1999. — С. 21–26.

2. Блейлер Е. Руководство по психиатрии. — Берлин, 1920. — С. 61.

3. Ворсанова С. Г., Воинова В. Ю., Юров И. Ю. и соавт. Цитогенетические, молекулярно-цитогенетические и клинико-генеалогические исследования матерей детей с аутизмом: поиск семейных генетических маркеров аутистических расстройств//Журнал неврологии и психиатрии имени С. С. Корсакова. — 2009. — Т. 109. — № 6. — С. 54–64.

4. Ворсанова С. Г., Юров Ю. Б., Сильванович А. П. и соавт. Современные представления о молекулярной генетике и геномике аутизма//Фундаментальные исследования. — 2013. —№ 4 (ч. 2). — С. 356–367.

5. Девойно Л. В. Серотонин-, дофамин- и ГАМК-ергические системы мозга в нейроиммуномодуляции/Л. В. Девойно//Иммунофизиология. — СПб.: Наука, 2010. — С. 201–242.

6. Саркисян Г. Р. Нейровизуализация в психиатрии://Социальная и клиническая психиатрия. — 2007. — Т. 17.

7. Лебединская К. С., Никольская О. С. Клинико-психологическая классификация//Диагностика раннего детского аутизма. — М., 1991. — С. 21–25.

8. Международная классификация болезней (10-й пересмотр) — МКБ-10: Классификация психических и поведенческих расстройств. Клинические описания и указания по диагностике. — Спб., 1994. — С. 303.

9. Ремшмидт X. Аутизм. Клинические проявления, причины и лечение. — М, 2003. — 120 с.

10. Уранова Н. А., Вихрева О. В., Зимина И. С. и др. Нарушения численной плотности синаптических связей в коре больших полушарий при эндогенных психозах//Вестник Российской АМН. — 2007. — № 3. — С. 8–14.

11. Филиппова Н. В., Барыльник Ю. Б. Эпидемиоллогия аутизма: современный взгляд на проблему//Журн. соц. и клин. Психиатрии. — 2014. — Т. 24. — № 3. — С. 96–100.

12. Abrahams B. S., Geschwind D. H. Advances to autism genetics: on the threshold of a new neurobiology//National Rev. Genet. — 2008. — № 9. — P. 341–355.

13. Asperger H. Die “Autistischen Psychopaten” in Кindersalter//Arch. Psych. Nervenkrank. — 1944. — 117.

14. Abitz M., Nielsen R. D., Jones E. G., Laursen H., Graem N., Pakkenberg B. Ex-cess of neurons in the human newborn mediodorsal thalamus compared with that of the adult//Cerebral Cortex. — 2007. — 17 (11). — P. 2573–2578.

15. Arnold S. E., Talbot K., Hahn C. G. Neurodevelopment, neuroplasticity, and new genes for schizophrenia//Progress in Brain Research. — 2005. — 147. — P. 319–345.

16. American Psychiatric Association (1994) Diagnostic and Statistical Manual of Mental Disorders (4th edn) (DSM–IV).Washington, DC: APA.

17. Bailey A. The biology of autism//Psychol. Med. 1993. Vol. 23, N 1.P. 7–11.

18. Buchanan S. Why does Autism New Jersey Support Evidence-Based Treatment and Not Support Other Treatment? The Beacon, 2012. Is.14. — P. 1–3.

19. Bauman, Margaret and Thomas Kenner, M. D., eds. 2005./The Neurobiology of Autism. Baltimore, MD: The Johns Hopkins University Press.

20. Bailey A., PhillipsW. & Rutter M. Autism: towards an integration of clinical., genetic, neuropsychological., and neurobiological perspectives.//Journal of Child Psychology and Psychiatry. — 1996. — 37. — Р. 89–126.

21. Branderburg N. The epidemiology of children psychiatric disorders: prevalence fi ndings from recent studies/N. Branderburg//J. of Am. Academy of Child and Adolescent Psychiatry. — 1990. — Vol. 29. — P. 76–83.

22. Bolton P., Macdonald H., Pickles A. et al. A case control family historystudy of autism//J. Child. Psychol. Psychiatry. — 1994. — Vol. 35. — N 5. — P. 246–267.

23. Campbel D. B., Sutcliff e J. S., Ebert P. J. et al. A genetic variant thatdisrupts MET transcription is associated with autism//Proceedings ofthe National Academy of Sciences. — 2006. — Vol. 103. — N 45. — P. 16834–16839.

24. Christian S. L., Brune C. W., Sudi J. et al. Novel submicroscopicchromosomal abnormalities detected in autism spectrum disorder//Biol. Psychiatry. — 2008. — Vol. 63. — P. 1111–1117.

25. International Molecular Genetic Study of Autism Consortium. A full genome screen for autism with evidence for linkage to a region on chromosome 7q./Human Molecular Genetics. — 1998. — 7. — Р. 571–578.

26. Folstein S., Rutter M. Infantile autism: a genetic study of 21 twin pairs//J. Child. Psychol. Psychiatry. — 1977. — Vol. 18. — P. 291–321.

27. Folstein S. E., Piven J. Etiology of autism: genetic infl uences.//Pediatrics. 1991. — Vol. 87. — N 5 (Pt 2). — P. 767–773.

28. Freitag C. M., Staal W., Klauck S. M. et al. Genetics of autistic disorders: review and clinical implications//Eur. Child. Adolesc. Psychiatry. 2010. — Vol. 19. — N 3. — P. 169–178.

29. James S. J., Shpyleva S., Melnyk S. et al. Complex epigenetic regulationof Engrailed-2 (EN-2) homeobox gene in the autism cerebellum//100Translational Psychiatry. — 2013. — Vol. 3. — Р. 232.

30. Jepson В. Understanding autism. The physiological basis and biomedical intervention options of autism spectrum disorders. — Utah, 2003. — 47 c.

31. Hallmayer J., Pintado E., Lotspeich L. et al. Molecular analysis and testof linkage between the FMR-1 gene and infantile autism in multiplex families//Am. J. Hum. Genet. — 1994. — Vol. 55. — N 5. — P. 951–959.

32. Herault J., Petit E., Martineau J. et al. Serotonin and autism: biochemicaland molecular biology features//Psychiatry Res. — 1996. — Vol. 65. — N 1. — P. 33–43.

33. Kanner L. Autistic disturbances of aff ective contact.//Nervous Child. — 1943. — № 2, 3. — C. 217–221.

34. Kolmen B. K., Feldman H. M., Handen B. L. et al. Naltrexone in young autistic children: replication study and learning measures.//Journal of the American Academy of Child and Adolescent Psychiatry. — 1997. — 36. — Р. 1570–1578.

35. Klauck S. M., Poutska F., Benner A. et al. Serotonin transporter (5-HTT)gene variants associated with autism//Hum. Mol. Genet. — 1997. — Vol. 6. — N 13. — P. 2233–2238.

36. Muhle R., Trentacoste S. V., Rapin I. The genetics of autism//Pediatrics. — 2004. — Vol. 113. — P. 472–486.

37. Rutter M. Progress in Understanding Autism: 2007–2010//J. Autism Dev. Disorders. — 2011. — 41. — No. 4. — P. 395–404.

38. Roge B., Claverie J. et al. Microcephaly and macrocephaly in autism.//Journal of Autism and Developmental Disorders. –1999–29. — Р. 113–119.

39. Sahley T. L. & Panksepp J. Brain opioids and autism: an updated analysis of possible linkages.//Journal of Autism and Developmental Disorders. — 1997. — 17. — Р. 201–216.

40. Siegel B. Reconceptualizing Autism Spectrum Disorders as Autism-Specifi c Learning Disabilities and Styles./Contemporary Directions in Psychopathology./Eds. T. Millon, R. F. Krueger and E. Smonsen. NYLond. — 2010. — P. 553–564.

41. Schifter T., Hoff man J. M., Hatten H. P. Jr., Hanson M. W., Coleman R. E., DeLong G. R. Neuroimaging in infan tile autism//Journal of Child Neurology. — 1994. — 9 (2). — P. 155–161.

42. Wing L. Early childhood autism. 2-nd ed. Oxford, 1976. — 342 c.

В последнее десятилетие отмечается значительный подъём интереса ученых и врачей общей практики к проблеме аутизма у детей. Проблема расстройств аутистического спектра (РАС) является одной из наиболее актуальных в современной психиатрии, что обусловлено неуклонным ростом числа детей, страдающих ранним детским аутизмом (РДА) [1, 2, 7, 9, 18, 38, 41, 45]. В связи с неодно значными подходами к оценке аутистических расстройств в разных странах распространенность аутизма различна и, по данным 2012 г., колебалась в пределах от 4 до 26 случаев на 10 000 детского населения [1, 11, 13, 41]. В 2005 г. уже на 250–300 новорожденных в среднем отмечался один случай аутизма. По данным Всемирной организации аутизма (WAO), в 2010 г. 1 случай аутизма приходился на 150 детей, т. е. за 10 лет количество детей с аутизмом выросло в 10 раз. В России статистические данные о распространенности РАС являются крайне неполными ввиду отсутствия официально утвержденных (как на государственном, так и на ведомственном уровне) принципов учета, а также должного межведомственного взаимодействия (по итогам акции социальный заказ «Статистика 2010–2011»). Несмотря на статистические различия, большинство авторов, опираясь на многочисленные исследования аутизма, начиная с 1970 г., сходятся на численности 26 случаев на 10 000 человек, а встречающиеся отклонения от этой цифры относят за счет критериев диагностики аутизма, а не за счет реальных колебаний распространенности его в разных странах. В марте 2012 г. Центр по контролю заболеваемости и профилактике США (CDC), государственное агентство по эпидемиологии, пересмотрело данные о распространенности аутизма (1 из 88 детей). Это на 23% больше, чем предыдущая оценка — 1 из 110 детей по данным на 2009 г., что на 78% больше, чем оценка того же агентства на 2007 г. — 1 из 150 детей. Как и ранее, большинство случаев приходится на мальчиков — аутизм встречался у 1 мальчика из 54, по сравнению с 1 девочкой из 252 [9, 11, 25, 31, 32].

Аутизм: история вопроса. Впервые к проблеме детей с «необычным развитием» обратился французский исследователь J. M. Itar, который на примере 12-летнего мальчика, жившего в лесах Аверона, описал состояние, названное им «интеллектуальный мутизм». В дальнейшем в своей работе «Мутизм, вызванный поражением интеллектуальных функций» (1828) он обобщил результаты своих 28-летних исследований в институте в Париже и описал свои попытки реабилитации ребенка. Главным выводом ученого было выделение таких основных качеств ребенка, как асоциальность, сложности в установлении контактов и значительные нарушения в развитии речи. В 1911 г. выходит работа швейцарского психиатра Е. Bleyler «Раннее слабоумие или группа шизофрении», в которой он ввел термин «аутизм» для описания одного из ключевых симптомов клинической картины шизофрении — «погружение в мир собственных грез и фантазий…». Первое описание аутизма как синдрома принадлежит американскому детскому психиатру L. Kanner [33]. В своей статье «Аутистические нарушения аффективного контакта» (1943) он выделил общие характеристики 11 детей, которых наблюдал в течение 5 лет, основными из которых были «… чрезмерная изоляция, замкнутость, уход от каких-либо контактов с людьми, нарушения речевого развития и потребность в многократном повторении одних и тех же действий, причем начало проявления этих особенностей отмечалось уже на первом году жизни ребенка…». L. Kanner пришел к заключению, что эти дети, «состояние которых значительно отличалось от состояний, описанных ранее» [33], страдали синдромом, который он назвал «ранний детский аутизм» (РДА). По наблюдениям L. Kanner, родители детей с аутизмом имели высокий интеллектуальный потенциал, но были «излишне холодны в общении с ребенком, чрезмерно рациональны и позиционны, вследствие чего они не способны создать ту теплую, доверительную, эмоционально насыщенную атмосферу, которая так необходима детям…». Такого же мнения придерживались Spitz, Walf (1946); Robertson, Bowlby (1952), Roudinesco et al. (1952) и многие другие. Увлекаясь модной в то время психоаналитической теорией, они объясняли возможную причину возникновения аутизма у ребенка с ненарушенным интеллектом «травмирующим его окружением и, особенно, отсутствием теплых отношений к ребенку со стороны его родителей…». В публикациях того времени появились термины «замороженная мать» и «холодные интеллектуальные родители». В дальнейшем, в 1956 г., была опубликована статья «Ранний детский аутизм: 1943–1955», в которой выделялись 5 диагностических критериев аутизма: 1) полное отсутствие аффективного контакта с другими людьми; 2) настойчивое стремление к сохранению однообразия в окружающей обстановке и повседневных действиях; 3) привязанность к предметам, постоянное верчение их в руках; 4) мутизм или речь, не предназначенная для коммуникации; 5) хороший познавательный потенциал, который проявляется в прекрасной памяти или выполнении проверочных тестов. L. Кanner также подчеркивал начало проявления синдрома — от рождения до 30 мес. По убеждению ученого, такие дети имели нормальные или выше нормы показатели интеллектуального развития и были способны к обучению, могли жить независимой жизнью в обществе. Независимо от L. Кanner в 1944 г. австрийский психиатр G. Asperger описал состояние аномального поведения группы подростков, проявляющееся в нарушении социального общения и коммуникации, названное им «аутистическая психопатия» [13]. В последующем широкую известность получила книга B. Battelhame «Пустая башня: Детский аутизм и рождение собственной личности» (1967), в которой автор заявлял, что матери обращались со своими детьми-аутистами так же плохо, как «нацисты обращались с заключенными в концентрационных лагерях, вызывая, таким образом, у детей (или заключенных) чувство безнадежности, отчаяния и апатии и заставляя их уклоняться от контакта с реальной действительностью». В соответствии со своей теорией, в качестве «лечения» аутизма ученый предлагал изолировать аутичных детей от их семей в специализированные интернаты и проводить с ними интенсивную психотерапию для «… вывода их из отрешенного состояния». Теории B. Battelhame, обвиняющие родителей в возникновении аутизма у детей, были достаточно популярны до середины 1970-х гг. и разделялись многими психиатрами в США и в странах Восточной Европы. В 50–60-е гг. XX столетия появились первые книги, написанные родителями аутичных детей. Американский психолог B. Rimland, который был отцом аутичного ребенка, в 1964 г. опубликовал книгу «Детский аутизм: Синдром и его значение для теории нервного поведения», которая явилась отправной точкой в изменении подхода к проблеме аутизма. В ней содержались краткий обзор мировой литературы по аутизму и близким ему нарушениям и новые идеи о природе и причинах аутизма. Огромный интерес среди специалистов и родителей вызвали книги K. Ganker (1964) «Ребенок в стеклянном шаре» и K. K. Park (1967) «Осада. Первые восемь лет жизни аутичного ребенка». В России первая работа, посвященная специально аутизму, была написана С. С. Мнухиным (1947), однако он применял термин «аутизм» только по отношению к детям с тяжелой формой умственной отсталости.

Для Цитирования:
Альбицкая Жанна Вадимовна, Касимова Лала Наримановна, Демчева Надежда Константиновна, Лацплес Петр Ренгольдович, Аутизм — взгляд из прошлого в будущее (обзор литературы). Вестник неврологии, психиатрии и нейрохирургии. 2016;2.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: