В последнее десятилетие отмечается значительный подъём интереса ученых и врачей общей практики к проблеме аутизма у детей. Проблема расстройств аутистического спектра (РАС) является одной из наиболее актуальных в современной психиатрии, что обусловлено неуклонным ростом числа детей, страдающих ранним детским аутизмом (РДА) [1, 2, 7, 9, 18, 38, 41, 45]. В связи с неодно значными подходами к оценке аутистических расстройств в разных странах распространенность аутизма различна и, по данным 2012 г., колебалась в пределах от 4 до 26 случаев на 10 000 детского населения [1, 11, 13, 41]. В 2005 г. уже на 250–300 новорожденных в среднем отмечался один случай аутизма. По данным Всемирной организации аутизма (WAO), в 2010 г. 1 случай аутизма приходился на 150 детей, т. е. за 10 лет количество детей с аутизмом выросло в 10 раз. В России статистические данные о распространенности РАС являются крайне неполными ввиду отсутствия официально утвержденных (как на государственном, так и на ведомственном уровне) принципов учета, а также должного межведомственного взаимодействия (по итогам акции социальный заказ «Статистика 2010–2011»). Несмотря на статистические различия, большинство авторов, опираясь на многочисленные исследования аутизма, начиная с 1970 г., сходятся на численности 26 случаев на 10 000 человек, а встречающиеся отклонения от этой цифры относят за счет критериев диагностики аутизма, а не за счет реальных колебаний распространенности его в разных странах. В марте 2012 г. Центр по контролю заболеваемости и профилактике США (CDC), государственное агентство по эпидемиологии, пересмотрело данные о распространенности аутизма (1 из 88 детей). Это на 23% больше, чем предыдущая оценка — 1 из 110 детей по данным на 2009 г., что на 78% больше, чем оценка того же агентства на 2007 г. — 1 из 150 детей. Как и ранее, большинство случаев приходится на мальчиков — аутизм встречался у 1 мальчика из 54, по сравнению с 1 девочкой из 252 [9, 11, 25, 31, 32].
Аутизм: история вопроса. Впервые к проблеме детей с «необычным развитием» обратился французский исследователь J. M. Itar, который на примере 12-летнего мальчика, жившего в лесах Аверона, описал состояние, названное им «интеллектуальный мутизм». В дальнейшем в своей работе «Мутизм, вызванный поражением интеллектуальных функций» (1828) он обобщил результаты своих 28-летних исследований в институте в Париже и описал свои попытки реабилитации ребенка. Главным выводом ученого было выделение таких основных качеств ребенка, как асоциальность, сложности в установлении контактов и значительные нарушения в развитии речи. В 1911 г. выходит работа швейцарского психиатра Е. Bleyler «Раннее слабоумие или группа шизофрении», в которой он ввел термин «аутизм» для описания одного из ключевых симптомов клинической картины шизофрении — «погружение в мир собственных грез и фантазий…». Первое описание аутизма как синдрома принадлежит американскому детскому психиатру L. Kanner [33]. В своей статье «Аутистические нарушения аффективного контакта» (1943) он выделил общие характеристики 11 детей, которых наблюдал в течение 5 лет, основными из которых были «… чрезмерная изоляция, замкнутость, уход от каких-либо контактов с людьми, нарушения речевого развития и потребность в многократном повторении одних и тех же действий, причем начало проявления этих особенностей отмечалось уже на первом году жизни ребенка…». L. Kanner пришел к заключению, что эти дети, «состояние которых значительно отличалось от состояний, описанных ранее» [33], страдали синдромом, который он назвал «ранний детский аутизм» (РДА). По наблюдениям L. Kanner, родители детей с аутизмом имели высокий интеллектуальный потенциал, но были «излишне холодны в общении с ребенком, чрезмерно рациональны и позиционны, вследствие чего они не способны создать ту теплую, доверительную, эмоционально насыщенную атмосферу, которая так необходима детям…». Такого же мнения придерживались Spitz, Walf (1946); Robertson, Bowlby (1952), Roudinesco et al. (1952) и многие другие. Увлекаясь модной в то время психоаналитической теорией, они объясняли возможную причину возникновения аутизма у ребенка с ненарушенным интеллектом «травмирующим его окружением и, особенно, отсутствием теплых отношений к ребенку со стороны его родителей…». В публикациях того времени появились термины «замороженная мать» и «холодные интеллектуальные родители». В дальнейшем, в 1956 г., была опубликована статья «Ранний детский аутизм: 1943–1955», в которой выделялись 5 диагностических критериев аутизма: 1) полное отсутствие аффективного контакта с другими людьми; 2) настойчивое стремление к сохранению однообразия в окружающей обстановке и повседневных действиях; 3) привязанность к предметам, постоянное верчение их в руках; 4) мутизм или речь, не предназначенная для коммуникации; 5) хороший познавательный потенциал, который проявляется в прекрасной памяти или выполнении проверочных тестов. L. Кanner также подчеркивал начало проявления синдрома — от рождения до 30 мес. По убеждению ученого, такие дети имели нормальные или выше нормы показатели интеллектуального развития и были способны к обучению, могли жить независимой жизнью в обществе. Независимо от L. Кanner в 1944 г. австрийский психиатр G. Asperger описал состояние аномального поведения группы подростков, проявляющееся в нарушении социального общения и коммуникации, названное им «аутистическая психопатия» [13]. В последующем широкую известность получила книга B. Battelhame «Пустая башня: Детский аутизм и рождение собственной личности» (1967), в которой автор заявлял, что матери обращались со своими детьми-аутистами так же плохо, как «нацисты обращались с заключенными в концентрационных лагерях, вызывая, таким образом, у детей (или заключенных) чувство безнадежности, отчаяния и апатии и заставляя их уклоняться от контакта с реальной действительностью». В соответствии со своей теорией, в качестве «лечения» аутизма ученый предлагал изолировать аутичных детей от их семей в специализированные интернаты и проводить с ними интенсивную психотерапию для «… вывода их из отрешенного состояния». Теории B. Battelhame, обвиняющие родителей в возникновении аутизма у детей, были достаточно популярны до середины 1970-х гг. и разделялись многими психиатрами в США и в странах Восточной Европы. В 50–60-е гг. XX столетия появились первые книги, написанные родителями аутичных детей. Американский психолог B. Rimland, который был отцом аутичного ребенка, в 1964 г. опубликовал книгу «Детский аутизм: Синдром и его значение для теории нервного поведения», которая явилась отправной точкой в изменении подхода к проблеме аутизма. В ней содержались краткий обзор мировой литературы по аутизму и близким ему нарушениям и новые идеи о природе и причинах аутизма. Огромный интерес среди специалистов и родителей вызвали книги K. Ganker (1964) «Ребенок в стеклянном шаре» и K. K. Park (1967) «Осада. Первые восемь лет жизни аутичного ребенка». В России первая работа, посвященная специально аутизму, была написана С. С. Мнухиным (1947), однако он применял термин «аутизм» только по отношению к детям с тяжелой формой умственной отсталости.