Непростые времена требуют от компаний нестандартных решений, пересмотра стратегии, новых взглядов, новой скорости внедрения изменений и инноваций. Пандемия и ее последствия подтвердили устойчивость бизнес-моделей к современным вызовам только у малого количества компаний — тех, кто вовремя смог поставить бизнес на онлайн рельсы или имел план Б и ресурсы для его воплощения. И этих компаний, к сожалению, единицы.
В основном бизнес оказался не готов к тому, с чем пришлось столкнуться. Как итог:
• приостановление деятельности, закрытие торговых точек, падение продаж, замораживание бизнеса;
• закрытие границ и ограничение передвижения;
• нестабильная выручка, убытки и необходимость жесточайшей экономии;
• сокращение персонала как вынужденная мера, что повлекло за собой дефицит ресурсов;
• режим удаленной работы и возросшие требования к IТ-инфраструктуре, возросшие риски кибератак, нехватка компетенций и мощностей;
• внеплановые расходы на проведение профилактических мероприятий по предотвращению распространения вируса (от закупки запаса СИЗ до установки санитарных коридоров);
• снижение платежеспособности населения, как следствие — падение спроса на товары не первой необходимости;
• ввод жестких правил по снижению заполняемости точек продаж и предоставлению услуг;
• заболевания работников и членов их семей;
• невозможность прогнозирования показателей бизнеса в таких условиях.
Это ключевые угрозы/факторы, которые оказали и продолжают оказывать значительное воздействие не только на деятельность самих компаний, но и на целые отрасли, города, регионы и страны. Добро пожаловать в новую реальность!
Пока лучшие умы ведущих аналитиков рассчитывают потенциальные потери, делают прогнозы потребительского поведения, презентуют доклады с громкими названиями, представляю вам пошаговый план по адаптации внутреннего аудита к современным условиям. Этот план состоит из нескольких этапов.
Этап 1. Смена фокуса зрения