По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 65.015

Аудит качества и самопроверка управления на предприятии

Значительная часть отечественных предприятий, несмотря на накопленный потенциал в области обеспечения качества, сталкиваются с рядом типичных проблем, затрудняющих применение зарубежных методик, ориентированных на другую производственную среду, иной опыт и менталитет. Для компетентного и оперативного анализа условий и доработки СК предприятия существуют методики анализа (аудита), основанные на знании отечественной специфики, требований ГОСТ Р ИСО 9000, тенденций развития требований к системам качества. Применение таких методик во многом способствует предприятиям в проведении как внешнего, так и внутреннего аудита, что является весьма важным фактором в повышении их конкурентоспособности.

В соответствии с определением, данным в международном стандарте ИСО 8402-94 «Управление качеством и обеспечение качества — Словарь», аудит качества — это систематический и независимый анализ, проводимый в целях установления, соответствуют ли определяющие качество виды деятельности и связанные с ними результаты поставленным задачам, а также возможна ли эффективная реализация этих задач и пригодны ли они для достижения преследуемых целей.

Различают 3 вида аудита качества, ориентированные на:

— продукт;

— процессы;

— систему качества.

Кроме того, каждый из перечисленных видов аудита качества может производиться:

— первой стороной (внутренний аудит качества), когда предприятие (на основе свода нормативных документов) проверяет, например, свою систему качества; при проведении внутренних аудитов, как правило, применяется комбинация аудитов, ориентированных на систему качества, процессы и продукты; анализ направлен в первую очередь на процессы со сбоями;

— второй и третьей сторонами (внешний аудит качества), когда предприятие анализирует применяемую поставщиком систему качества (аудит второй стороной) или независимая третья сторона проверяет предприятие на предмет соблюдения имеющегося и подлежащего согласованию свода нормативных документов.

1. Аудит качества, ориентированный на продукт, предназначен для оценки качества продукта (определенного количества готовых продуктов). При этом взаимосвязанно анализируется соответствие качества продукта требованиям потребителей, техническим спецификациям, контрольной и технологической документации, а также дается заключение о действенности, целесообразности и состоянии документации. Аудит качества, ориентированный на продукт, выходит далеко за рамки контроля качества продукта и охватывает также соответствующие элементы системы качества. Основными целями этого вида аудита качества являются: контроль качества продукта; доказательство стабильности процесса изготовления продукта; обеспечение выводов из результатов конечных испытаний.

Для Цитирования:
Аудит качества и самопроверка управления на предприятии. Управление качеством. 2017;4.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала