Формирование аудита эффективности как самостоятельного вида государственного аудита относится к середине ХХ века. Впервые положения об аудите эффективности на международном уровне закреплены в 1977 году с изданием по результатам IX Конгресса Международной организации высших органов аудита (ИНТОСАИ) Лимской декларации руководящих принципов аудита, текст которой гласит: «Наряду с традиционными видами аудита существует еще один не менее важный — аудит эффективности». Под «традиционными видами аудита» подразумеваются финансовый аудит, целью которого является проверка достоверности финансовой отчетности, и аудит соответствия, направленный на проверку соответствия деятельности объекта аудита действующим нормам и требованиям.
С момента издания Лимской декларации прошло уже практически полвека (всего через три года, в 2027 году, документ «отметит» свое 50-летие), а концепция государственного аудита, закрепленная в декларации, кардинальным образом не изменилась. Незыблемыми остались и «три кита», на которых основан международный институт государственного аудита, — аудит эффективности, финансовый аудит и аудит соответствия. Главное новшество данного периода связано с изменением приоритета в применении видов аудита. Если в начале своего пути аудит эффективности применялся как вспомогательный и сугубо вторичный инструмент в деятельности органов государственного аудита, то сегодня в некоторых странах доля мероприятий таких органов по проведению аудита эффективности значительно превышает 50% и увеличивается с каждым годом. Характерным отражением такого тренда является текущее положение Лимской декларации в структуре документов ИНТОСАИ как главного и на сегодняшний день единственного основополагающего принципа организации (INTOSAI-P 1).
В соответствии с выбранной темой в работе поставлены следующие задачи:
• раскрыть понятие аудита эффективности как формы государственного управления;
• определить основные требования для трансформации института государственного управления;