По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 657.6 DOI:10.33920/med-17-2404-05

Аудит эффективности как передовая форма государственного управления

А.А. Сергеенков аспирант, ФГБОУ ВО «Российский экономический университет имени Г.В. Плеханова», 117997, Москва, Стремянный пер., д. 36, E-mail: antonser1020@gmail.com, ORCID: 0000-0001-9236-4255
Н.А. Проданова доктор экономических наук, доцент, профессор базовой кафедры финансового контроля, анализа и аудита Главного контрольного управления города Москвы, ФГБОУ ВО «Российский экономический университет имени Г.В. Плеханова», 117997, Москва, Стремянный пер., д. 36, E-mail: prodanova-00@mail.ru, ORCID: 0000-0001-5140-2702

С момента внедрения в начале ХХ столетия принципов бюджетирования, ориентированного на результат, в мировую практику государственного управления с каждым годом возрастала роль такого показателя, как эффективность функционирования государственных институтов, что привело к возникновению и развитию такого инструмента органов государственного аудита, как аудит эффективности. Зародившись в середине ХХ века в западных странах, аудит эффективности со временем стал одним из ключевых инструментов независимых органов государственного аудита, направленных не на поиск нарушений, а на устранение как фундаментальных, так и менее глобальных проблем в деятельности субъектов исполнительной власти. В то же время принципы, на которых построен аудит эффективности, могут быть применены в своей деятельности не только органами государственного аудита, но и представителями исполнительной власти различных государств, такими как органы финансового контроля, органы исполнительной власти и государственные организации. Основой надлежащего функционирования государственных институтов в стремительно изменяющемся мире нашего времени являются системы государственного управления и контроля, основанные на принципах перманентного поиска недостатков и совершенствования протекающих на государственном и муниципальном уровнях процессов.

Литература:

1. Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 № 145-ФЗ.

2. Закон Республики Казахстан от 12.11.2015 № 392-V «О государственном аудите и финансовом контроле».

3. Постановление Межпарламентской ассамблеи государств — участников Содружества Независимых Государств от 04.12.2004 № 24-11 «О модельном законе “О государственном финансовом контроле”».

4. Приказ министра финансов Республики Казахстан от 02.10.2018 № 873 «Об утверждении процедурного стандарта внутреннего государственного аудита и финансового контроля по проведению аудита эффективности службами внутреннего аудита».

1. Byudzhetny`j kodeks Rossijskoj Federacii ot 31.07.1998 № 145-FZ.

2. Zakon Respubliki Kazaxstan ot 12.11.2015 № 392-V «O gosudarstvennom audite i finansovom kontrole».

3. Postanovlenie Mezhparlamentskoj Assamblei gosudarstv — uchastnikov Sodruzhestva Nezavisimy`x Gosudarstv ot 04.12.2004 № 24-11 «O model`nom zakone “O gosudarstvennom finansovom kontrole”».

4. Prikaz Ministra finansov Respubliki Kazaxstan ot 02.10.2018 № 873 «Ob utverzhdenii procedurnogo standarta vnutrennego gosudarstvennogo audita i finansovogo kontrolya po provedeniyu audita e`ffektivnosti sluzhbami vnutrennego audita».

Формирование аудита эффективности как самостоятельного вида государственного аудита относится к середине ХХ века. Впервые положения об аудите эффективности на международном уровне закреплены в 1977 году с изданием по результатам IX Конгресса Международной организации высших органов аудита (ИНТОСАИ) Лимской декларации руководящих принципов аудита, текст которой гласит: «Наряду с традиционными видами аудита существует еще один не менее важный — аудит эффективности». Под «традиционными видами аудита» подразумеваются финансовый аудит, целью которого является проверка достоверности финансовой отчетности, и аудит соответствия, направленный на проверку соответствия деятельности объекта аудита действующим нормам и требованиям.

С момента издания Лимской декларации прошло уже практически полвека (всего через три года, в 2027 году, документ «отметит» свое 50-летие), а концепция государственного аудита, закрепленная в декларации, кардинальным образом не изменилась. Незыблемыми остались и «три кита», на которых основан международный институт государственного аудита, — аудит эффективности, финансовый аудит и аудит соответствия. Главное новшество данного периода связано с изменением приоритета в применении видов аудита. Если в начале своего пути аудит эффективности применялся как вспомогательный и сугубо вторичный инструмент в деятельности органов государственного аудита, то сегодня в некоторых странах доля мероприятий таких органов по проведению аудита эффективности значительно превышает 50% и увеличивается с каждым годом. Характерным отражением такого тренда является текущее положение Лимской декларации в структуре документов ИНТОСАИ как главного и на сегодняшний день единственного основополагающего принципа организации (INTOSAI-P 1).

В соответствии с выбранной темой в работе поставлены следующие задачи:

• раскрыть понятие аудита эффективности как формы государственного управления;

• определить основные требования для трансформации института государственного управления;

Для Цитирования:
А.А. Сергеенков, Н.А. Проданова, Аудит эффективности как передовая форма государственного управления. Бухучет в здравоохранении. 2024;4.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: