Государственный аудит является важной частью функции государственного управления. Ведь от качества этого институционального механизма зависят эффективность использования государственных средств и реализация важных федеральных программ. В настоящее время в России существуют три основных направления реализации государственного аудита. Одним из приоритетных направлений в последнее время выступает аудит эффективности. В задачи указанного вида аудита входит контроль эффективности использования бюджетных средств, особенно в сфере государственных закупок. В статье представлено применение аудита для оценки эффективности использования средств, а также определен механизм контроля и мониторинга со стороны государственных структур.
Закупки являются важной ресурсоемкой функцией государственных учреждений. Правильно проведенные закупки могут обеспечить преимущества закупочной организации в контексте обеспечения качественными товарами, работами и услугами. Преимущества передовой практики закупок включают, помимо прочего, экономию средств, прозрачность, соблюдение требований, повышение ценовой конкурентоспособности, более активное участие поставщиков и значительное улучшение качества.
Аудит эффективности обычно ассоциируется с государственными учреждениями на всех уровнях обеспечения ресурсами, так как в большинстве своем указанные учреждения получают финансирование из бюджета.
Цель исследования: определение основных критериев аудита эффективности использования ресурсов при осуществлении государственной закупки; кроме того, в ходе исследования будут проанализированы риски в сфере государственных закупок, которые могут влиять на оценку эффективности использования ресурсов.
Материал и методы исследования: в процессе исследования были использованы общеизвестные методы теоретического исследования — анализ, синтез, описание, формализация и абстрагирование. Исследование опиралось на мнение авторов, освещающих вопросы аудита эффективности государственных закупок с точки зрения планирования и использования, — Н.А. Аюбов [3], В.Г. Пансков [7], С. Рябухин [8], как механизм государственного контроля — Е.А. Барыкин [4], С.Н. Коваленко, Е.А. Трунова [5], как один из инструментов мониторинга деятельности организаций государственного сектора экономики — Н.Е. Кондаурова [6], С.М. Шахрай [10]. Кроме того, в ходе проведения исследования авторами затронуты законодательные и нормативные акты в отношении аудита эффективности [1; 2], а также зарубежные источники [11; 12].