В настоящее время аудит эффективности является одним из основных видов контроля исполнения государственного бюджета, осуществляемого высшими органами финансового контроля зарубежных стран. Как подчеркивается в статье 4 «Лимской декларации руководящих принципов контроля», принятой IХ Конгрессом Международной организации высших контрольных органов (ИНТОСАИ) в 1977 году, он «направлен на проверку того, насколько эффективно и экономно расходуются государственные средства. Такой контроль включает не только специфические аспекты управления, но и всю управленческую деятельность, в том числе организационную и административную системы».
Аудит эффективности призван улучшить качественные характеристики процесса функционирования государственного и муниципального секторов экономики и, как форма финансового контроля, направлен на создание механизмов оценки результативности управления финансовыми потоками в экономике общественного сектора.
За более чем тридцатилетний период развития аудита эффективности государственных расходов в зарубежных странах сформировались общепринятые принципы и методика его проведения, хотя вполне очевидно, что в каждой стране имеются свои особенности в формах их реализации, определяемые национальным законодательством, исторической практикой, существующими традициями или обычаями.
Методологическую основу исследования составляют методы анализа, синтеза, обобщения, индукции и дедукции, сравнительно-правовой метод.
Аудит эффективности представляет собой независимую и объективную оценку предпринятых мер, систем, программ и организаций в отношении одного или нескольких из трех аспектов экономичности, продуктивности и результативности с целью привести к улучшениям.
В международной практике данные показатели получили название «Три Е аудита эффективности» (Economy — экономичность, Efficiency — продуктивность, Effectiveness — результативность). При этом для того, чтобы иметь достаточную уверенность в том, что цель качественного финансового управления достигается, правительство и другие аудируемые лица должны создать соответствующую систему внутреннего контроля. Так, Комитет спонсорских организаций Комиссии Тредуэя (COSO) определяет внутренний контроль как «процесс, устанавливаемый советом директоров, руководством и другим персоналом организации, для предоставления достаточного уровня уверенности в отношении достижения целей по следующим категориям: результативность и эффективность операций, достоверность финансовой отчетности, соответствие применимому законодательству и правилам».