Аудит бизнеса — независимая оценка и анализ деятельности компании, рынка, конкурентов, маркетинга, тех ключевых показателей компании, от которых зависит эффективность бизнеса. В процессе аудита важно выявить возможности для развития компании, скорректировать бизнес-процессы и оптимизировать деятельность.
Аудит бизнеса, также известный как бизнес-аудит или стратегический аудит, представляет собой более широкий и всесторонний процесс оценки предприятия, чем аудит бухгалтерской (финансовой) отчетности. Он фокусируется на проверке и анализе различных аспектов бизнеса, а не только на бухгалтерской (финансовой) отчетности. В таблице 1 выявлены основные отличия объектов аудита и используемых методов при аудите бухгалтерской (финансовой) отчетности и аудите бизнес-процессов.
Аудит в контексте проверки параметров ведения бизнеса, выявления ошибок и поиска оптимизации процессов с последующим развитием бизнеса менее распространен в России, особенно в сравнении с более развитыми экономически странами. Однако тенденция к повышению осознания важности бизнес-аудита и консалтинга растет, и множество российских компаний начинают прибегать к таким услугам. Аудит бизнеса помогает выявить слабые места и ошибки в текущих бизнес-процессах, что может привести к их оптимизации и улучшению эффективности деятельности предприятия. Он помогает компаниям более глубоко понять свои рыночные возможности, конкурентные преимущества и определить стратегию развития.
Путем выявления потенциальных рисков и недостатков аудит бизнеса может помочь компании предпринять меры для их снижения.
В современных реалиях аудит бизнеса позволяет более точно контролировать финансовые потоки и процессы на предприятии, что способствует более четкому управлению [2].
Компании, которые осуществляют аудит бизнеса и имеют прозрачную бухгалтерскую (финансовую) отчетность, могут привлечь больше инвесторов и кредиторов.
Проведем аудит деятельности департамента продаж ООО «СВЭЛ — Силовые трансформаторы» по показателям KPI (система сбалансированных показателей). В настоящее время для оценки деятельности используются показатели KPI департамента продаж по следующим направлениям: