Н. В. Новичков
В 2025 г. в России (да и не только у нас) отмечается 80-летие атомной промышленности. В частности, в связи с этим в Москве в сентябре прошел Глобальный атомный саммит с участием президента России В. В. Путина и ряда глав государств и правительств Глобального Юга и Глобального Востока — Армении, Белоруссии, Мьянмы, Эфиопии и др.
По сути, Россия и в рамках саммита, и вообще продемонстрировала свое абсолютное лидерство в освоении мирного атома, обозначив свою готовность повышать статус и значение атомной энергетики как в решении энергетических вопросов, так и в реализации глобальных и макрорегиональных мегапроектов.
Стоит подчеркнуть, что современная атомная энергетика, особенно в ее российском исполнении, становится важным фактором не только экономического развития, но и решения вопросов глобальной политики и обеспечения международной безопасности. Здесь можно отметить несколько ключевых аспектов.
Во-первых, реализация проектов в атомной энергетике позволяет установить гарантированный режим снабжения экономики электроэнергетикой. Это дает возможность национальным государствам Глобального Юга и Глобального Востока формировать непосредственно на своей территории производства глубокой переработки сырьевых товаров. Это касается не только продовольствия, но и производства готовой продукции из минерального сырья, которым богаты многие развивающиеся экономики. Как известно, на сегодняшний день многие государства Азии, Африки и Латинской Америки страдают от того, что западные компании паразитируют на сырьевой экономике государств Глобального Юга и Глобального Востока, оставляя местным жителям лишь небольшую долю выручки от переработки сырья. По факту здесь реализуется некая форма экономического неоколониализма, которая, безусловно, приводит и к политическому порабощению даже в условиях формальной независимости государств, ранее входящих в европейские колониальные империи. Наличие атомных энергетических проектов позволяет преодолевать данную зависимость и формировать национальные экономики на основе более глубокой переработки сырья и производства готовой продукции на более высокой технологической основе.
Во-вторых, атомная энергетика для современных государств Глобального Юга и Глобального Востока — не только энергетическая независимость, но и существенный шаг в сторону реального политического и экономического суверенитета. Решенный по факту вопрос электроснабжения — это возможность выстраивать самодостаточный контур политико-экономического развития вне зависимости от реальной ситуации в мире с энергетическими ресурсами и позиции глобальных энергетических корпораций, большинство из которых так или иначе имеют прямое отношение к западному миру.
В-третьих, не будем забывать, что в мире обостряется борьба за всевозможные ресурсы, включая энергетические. В связи с этим надежность снабжения страны электроэнергетикой становится важнейшим фактором обеспечения национальной безопасности и снижения общей напряженности в международных отношениях.
В чем особая миссия и преимущество именно российской атомной энергетики? Здесь наблюдается общая черта, характерная для всего российского позиционирования во внешнегосударственном контуре. Дело в том, что Россия, в отличие от западных стран, не занимается закабалением развивающихся государств, не привязывает их к своим экономикам и не эксплуатирует их народы. Общая тенденция российского присутствия в странах Азии, Африки и Латинской Америки — ориентация на экспорт технологий, подготовка кадров для национальных экономик, создание производств непосредственно на территории потенциального потребления товаров и услуг.
В этой части атомная энергетическая сфера не является исключением. Россия строит как «классические» атомные электростанции (что реализуется в настоящее время в Египте и др.), так и разрабатывает схемы энергоснабжения того же Африканского континента через малые атомные электростанции, которые могут как размещаться на суше, так и быть плавучими. При этом Россия работает не только в странах Глобального Юга и Глобального Востока, но и в государствах Европейского союза — на территории Венгрии, например. При этом все обозначенные выше аспекты, связанные с экономическим и политическим суверенитетом, в равной степени применимы и к данному европейскому государству, которое длительное время имеет с Россией особые, по факту дружеские отношения, отражающие венгерские национальные интересы.
Конечно, кто-то может возразить, что наши внешнеэкономические атомные энергетические проекты не всегда сразу подкреплены платежеспособным спросом со стороны зарубежного партнера, и многие вещи в этой сфере мы реализуем на собственные кредитные ресурсы. На это возражение есть как минимум три контрдовода. Первый: так поступают многие страны, намеренные закрепиться на рынках стран Глобального Юга и Глобального Востока. Уместно вспомнить не только Китай, но и Индию, Иран, Турцию, Саудовскую Аравию и др. Второй: известно, что привлекательное предложение формирует рынок и, как следствие, тот же самый платежеспособный спрос. Наконец, третий контрдовод: экономическое присутствие в энергетической сфере является прекрасным катализатором для появления и реализации множества экономических проектов и направлений сотрудничества в самых разных сферах и отраслях. В этой части энергетика (в данном случае — атомная энергетика) — это правильный заход в комплекс будущего масштабного сотрудничества, и Россия здесь — в числе мировых лидеров.
В общем, 80 лет для любой отрасли — только начало пути. Поскольку атомные реакции апеллируют сроками, часто измеряемыми столетиями, то потенциал сотрудничества и роста здесь — соответствующий. Ну и, как мы думаем, термоядерный синтез как отрасль энергетики — тоже не за горами.