Основные вопросы, которые были затронуты на мероприятии, касались: обострения дефицита кадров в грузоперевозках и логистике, «негативного эффекта» ключевой ставки, последствий повышения утильсбора, а именно роста цен на технику и устаревание автопарков, возможные меры поддержки перевозчиков.
С докладами и предложениями выступили: Павел Горбунов, глава ГК «ГЛТ», Елена Кашкарова, руководитель сектора «Логистика» HH.ru, Вадим Филатов, председатель комитета по транспортной логистике «Деловой России», президент «АвтоГрузЭкс», Роман Ромашевский, финансовый директор ПЭК, Александр Цыпин, основатель консалтингового агентства «Стратегия дела», Илез Хамурзиев, технический директор Dentro.
Вадим Филатов, председатель комитета по транспортной логистике «Деловой России», президент Ассоциации «АвтоГрузЭкс» отметил: «По итогам прошлого года себестоимость грузоперевозок увеличилась на 30 %, за январь-ноябрь 2024-го — еще на 10 %. Основные причины: повышение затрат на закупку техники из-за роста лизинговых ставок и утильсбора, удорожание техобслуживания, ремонта транспортных средств, а также рост зарплат сотрудников, особенно — водителей грузовиков. Вместе с тем средний уровень тарифов на автомобильные грузоперевозки (FTL) с начала года снизился на 8,8 % и в ноябре составил 66,4 руб. за км, согласно данным сервиса ATI.SU. Не менее острая проблема — высокая доля недобросовестных игроков на рынке — более 60 %. Такие компании демпингуют, предоставляя сниженные тарифы за счет оптимизации налогов, сборов и тем самым создают неравные конкурентные условия на рынке. Увеличение себестоимости перевозок, затрат на закупку техники, снижение рентабельности компаний может привести к уходу с рынка игроков с наименее устойчивым финансовым положением в 2025 году. В результате Россия столкнется с нехваткой техники для доставки грузов по всей стране и резким ростом тарифов на грузоперевозки».
Роман Ромашевский, финансовый директор ПЭК, в свою очередь сообщил: «Одна из основных сложностей, с которыми столкнулись перевозчики в этом году — резкий рост затрат на приобретение техники изза повышения лизинговых платежей. Помимо увеличения ключевой ставки Банка России, это также связано с ростом уровня надбавок, которые устанавливают лизинговые компании более чем в два раза год к году — до 5–6 %. В результате средняя ставка лизинга увеличилась на четверть год к году — до 26–27 % и, по нашим прогнозам, продолжит расти. Например, если в 2023 году средний лизинговый платеж за магистральный тягач грузоподъемностью до 20 тонн составлял 190 тыс. руб., в 2025-м — показатель приблизится к сумме 370 тыс. руб. В таких условиях компании будут вынуждены приостанавливать обновление автопарков и приобретение новой техники и уже во втором полугодии 2025-го — российский рынок может столкнуться с нехваткой транспортных средств для доставки грузов по всей страны. ПЭК и другие транспортно-логистические компании непрерывно расширяют круг партнеров-перевозчиков, развивая с ними долгосрочное сотрудничество. Вместе с тем бизнесу совместно с государственным снижения количества техники в автопарках транспортных компаний».