По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 658. 562 (075.8) DOI:10.33920/VNE-03-2111-07

Ассортиментная политика предприятий розничной торговли по товарной субкатегории «Сахар»

М. А. Николаева д-р техн. наук, проф. кафедры международной коммерции, Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ
А. О. Холькина студент бакалавриата, Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ

В статье рассмотрены результаты обследования торгового ассортимента субкатегории «Сахар», входящей в категорию «бакалейные товары», в магазинах трех торговых сетей г. Москвы. Установлено, что во всех магазинах имеет место развернутый ассортимент, представленный от 6 до 10 видами, 25 торговыми марками и 70 их модификациями. Исследуемый ассортимент сахара характеризуется высокими коэффициентами полноты, глубины и устойчивости, а также средней степенью новизны и умеренной рациональностью. Анализом показателей ассортимента выявлено, что в ассортиментной политике всех обследованных магазинов основными направлениями являются стабилизация ассортимента и в качестве дополнительного направления — обновления. Рекомендуется наряду с этим при формировании ассортимента сахара применять направления совершенствования ассортимента.

Литература:

1. Стратегии повышения качества пищевой продукции в Российской Федерации до 2030 года (утв. распоряжением Правительства РФ от 29.06.2016 № 1364-р).

2. Доктрина продовольственной безопасности Российской Федерации (утв. указом Президента РФ от 21.01.2020 № 20).

3. Николаева, М. А. Организация и проведение экспертизы и оценки качества продовольственных товаров: учебник / М. А. Николаева, Л. В. Карташова. — М.: Норма: ИНФРА-М, 2018–320 с.

4. Скурихин И. М., Тутельян В. А. Таблицы химического состава и калорийности российских продуктов питания: справочник. — М.: Дели принт, 2008. — 276 с.

5. Федеральный закон от 02.01.2000 № 29-ФЗ «О качестве и безопасности пищевых продуктов» (с изм. от 13.07.2020).

6. Дуканич Л. В., Николаева М. А. Экспортоориентированность и импортозамещение как стратегические направления развития агропромышленного комплекса России // Внешнеэкономический вестник. 2020. № 11. С. 106–117.

7. Николаева М. А. Методика обследования торгового ассортимента товаров определенной категории в предприятиях розничной торговли и анализ их ассортиментной политики // Товаровед продовольственных товаров. 2020. № 12 (197). С. 15–20.

1. Strategii povysheniia kachestva pishchevoi produktsii v Rossiiskoi Federatsii do 2030 goda [Strategies for improving the quality of food products in the Russian Federation until 2030]. / Approved by the order of the Government of the Russian Federation dated June 29, 2016 No. 1364-r (In Russ.)

2. Doktrina prodovolstvennoi bezopasnosti Rossiiskoi Federatsii [The doctrine of food security of the Russian Federation] / approved by the Decree of the President of the Russian Federation dated January 21, 2020 No. 20 (In Russ.)

3. Nikolaeva M. A. Organizatsiia i provedenie ekspertizy i otsenki kachestva prodovolstvennykh tovarov: uchebnik [Organization and implementation of examination and assessment of the quality of food products: manual] / Nikolaeva M. A., Kartashova L. V. — M.: Norm: INFRA — M, 2018–320 p. (In Russ.)

4. Skurikhin I. M., Tutelian V. A. Tablitsy khimicheskogo sostava i kaloriinosti rossiiskikh produktov pitaniia: Spravochnik [Tables of the chemical composition and caloric content of Russian food products: Handbook]. — M.: Delhi print, 2008. — 276 p. (In Russ.)

5. FZ ot 2 ianvaria 2000g. № 29 FZ «O kachestve i bezopasnosti pishchevykh produktov» (s izmeneniiami na 13 iiulia 2020 goda) [FZ dated January 2, 2000. No. 29 FZ «On the quality and safety of food products» (as amended on July 13, 2020)]. (In Russ.)

6. Dukanich L. V., Nikolaeva M. A. Eksportoorientirovannost i importozameshchenie kak strategicheskie napravleniia razvitiia agropromyshlennogo kompleksa Rossii [Export orientation and import substitution as strategic directions for the development of the agro-industrial complex of Russia] / Vneshneekonomichesii vestnik [Foreign Economic Bulletin], 2020, No. 11. — P. 106–117. (In Russ.)

7. Nikolaeva M. A. Metodika obsledovaniia torgovogo assortimenta tovarov opredelennoi kategorii v predpriiatiiakh roznichnoi torgovli i analiz ikh assortimentnoi politiki [Methodology for examining the trade assortment of goods of a certain category in retail outlets and analysis of their assortment policy] // Tovaroved prodovolstvennykh tovarov [Commodity specialist of food products] No. 12 (197) / 2020. — P. 15–20. (In Russ.)

Актуальной проблемой государственной политики в области здорового питания является обеспечение населения разнообразными продуктами питания [1]. В Доктрине обеспечения продовольственной безопасности [2] указывается на необходимость физической и экономической доступности разнообразных пищевых продуктов и продовольственного сырья отечественного производства.

В России благодаря мерам государственной поддержки эта проблема решена уже по многим видам продовольствия. К их числу относится и сахар разных видов.

Одной из тенденций российского продовольственного рынка является расширение и углубление ассортимента пищевых продуктов за счет увеличения их видового и марочного разнообразия. Даже такие простые продукты питания, как сахар и пищевая соль, имеют очень разветвленный ассортимент, о чем свидетельствуют и результаты проведенных нами обследований трех магазинов товарных сетей г. Москвы.

Субкатегория «сахар» относится к категории «бакалейные товары». В некоторых торговых сетях их этой категории выделяют субкатегорию «сладкая бакалея», однако в обследованных нами магазинах такая субкатегория отсутствует.

По товароведной классификации сахар является подгруппой кондитерских товаров, среди которых сахаристые изделия, в том числе леденцовая карамель и сахарное драже, по пищевой ценности приближаются к сахару, который и служит основным сырьем для их производства.

Вместе с тем сахар имеет ряд особенностей. К их числу относятся пищевая ценность, органолептические свойства, функциональное назначение и современные тенденции использования сахара с учетом принципов здорового питания.

Сахар является монокомпонентным пищевым продуктом, основным веществом которого является сахароза (99,3–99,5 %) [3]. В небольшом количестве в нем содержатся редуцирующие сахара (глюкоза и фруктоза), обуславливающие гигроскопичность этого продукта, а также минеральные вещества. Однако эти вещества не оказывают существенного влияния на пищевую ценность.

Энергетическая ценность сахара составляет примерно 400 ккал/100 г, поэтому он относится к среднекалорийным продуктам питания. Одноразовая порция (15 г) сахара, рекомендуемая НИИ «Питания», удовлетворяет 2 % от суточной потребности организма человека в энергии [4].

Для Цитирования:
М. А. Николаева, А. О. Холькина, Ассортиментная политика предприятий розничной торговли по товарной субкатегории «Сахар». Лизинг. 2021;5.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: