Роль контроллинга на предприятии заключается в выполнении важнейшей функции поддержки системы менеджмента. Система контроллинга занимается:
• планированием и постановкой цели (глобальных и локальных стратегий);
• сбором, анализом внутренней и внешней информации;
• целенаправленным управлением, координацией и контролем.
Для того чтобы начать планирование деятельности на предприятии, необходимо собрать и проанализировать всю необходимую информацию о состоянии внешней и внутренней среды организации, то есть важную роль при планировании деятельности и осуществления контроля играет информационное обеспечение системы контроллинга на предприятии.
При этом разработке плана по производству продукции предшествует планирование сбыта (продаж). В процессе планирования сбыта товаров формируется ассортиментная политика выпускаемой продукции предприятия, которая в дальнейшем участвует в процессе планирования производства продукции, то есть выступает в качестве источника информации для анализа и разработки плана производства на предприятии.
Все три элемента (ассортиментная политика, контроллинг маркетинга и сбыта, контроллинг производства) тесно взаимосвязаны между собой. Иными словами, в процессе контроллинга сбыта формируется ассортиментная политика, которая имеет важное значение в системе контроллинга производства.
Планирование производства должно соответствовать потребностям покупателей, заказчиков и быть в тесной связи с общей стратегией развития предприятия, проведением маркетинговых исследований, проектированием конкурентоспособной продукции, организацией ее производства и дальнейшей реализации.
В настоящее время в условиях развития рыночных отношений возникает необходимость в применении новых подходов при планировании хозяйственной деятельности, ориентированных на повышение конкурентоспособности и максимизации прибыли организации. Важная роль при этом отводится структуре выпускаемой продукции предприятия, которая должна соответствовать текущему потребительскому спросу на рынке. Поэтому повышение эффективности управления ассортиментной политикой предприятия является одной из актуальных задач для руководителей в системе контроллинга маркетинга и сбыта.
Любое предприятие каждый день сталкивается с необходимостью быстро реагировать на любое изменение рыночной ситуации, что, прежде всего, отражается на ассортименте выпускаемой продукции. Иными словами, ассортиментная политика является результатом планирования сбыта продукции и одновременно выступает в качестве информационного обеспечения контроллинга производства продукции.
В экономической литературе существует множество подходов различных авторов к определению понятия «ассортиментная политика предприятия». Взгляды некоторых из них отражены в табл. 1.
Обобщив вышесказанное и выделив ключевые аспекты данного понятия, дадим обобщающее определение понятию «ассортиментная политика» – это деятельность предприятия по планированию производства, направленная на определение оптимальной структуры выпускаемой продукции, наиболее предпочтительной для успешной работы организации на рынке и обеспечивающей экономическую эффективность деятельности предприятия в целом, направленную на максимизацию прибыли и установление лидирующих позиций на рынке сбыта продукции.
По мнению Муллаяновой Ф.Р., основной целью ассортиментной политики является определение состава и структуры номенклатуры предприятия, отвечающей требованиям потребителя и соответствующей имеющимся ресурсам предприятия. В соответствии с этим ассортиментная политика будет включать в себя три элемента, которые представлены на рис. 1 [5, с.10-12].
Дадим характеристику данным элементам на примере ООО «Пластик» (табл. 2). Общество с ограниченной ответственностью «Пластик» является промышленной компанией, занимающейся производством полипропиленовых труб и фитингов для систем водоснабжения и отопления. Вся продукция компании делится на два вида (трубы и фитинги). Вид товара, в свою очередь, делится на товарные группы в соответствии с функциональными особенностями и потребительской группой. К примеру, трубы делятся на следующие товарные группы:
• полипропиленовые трубы;
• армированные трубы;
• полиэтиленовые трубы.
Каждая товарная группа состоит из товарных позиций, которые образуют низшую ступень классификации, а количество товарных позиций определяет глубину товарной группы. Армированные трубы включают в себя товарные позиции:
1) труба ORANGE, армированная стекловолокном PN25 SDR6;
2) труба ORANGE, армированная стекловолокном PN20 SDR7,4;
3) труба SPECIAL, армированная алюминием PN25.
Таким образом, элементы ассортиментной политики ООО «Пластик» представлены двумя основными видами товаров (фитинги и трубы), каждый из которых включает в себя несколько товарных групп, которые в свою очередь состоят из товарных позиций, различающихся между собой определенными характеристиками (например, диаметром трубы).
Кроме того, при планировании структуры производства продукции на любом предприятии руководству и специалистам, занимающимся непосредственно разработкой плана производства, необходимо учитывать факторы, влияющие на формирование ассортиментной политики. Среди факторов, как правило, выделяют факторы внешней и внутренней среды предприятия.
Ориентированность ООО «Пластик» на факторы внутренней среды позволяет сформировывать структуру производства необходимого уровня рентабельности с использованием имеющихся ресурсов. А ориентированность на факторы внешней среды позволяет гибко реагировать на изменения, происходящие во внешнем мире. В качестве основного фактора внешней среды для ООО «Пластик» выступает заказчик (покупатель). Это объясняется тем, что производство в первую очередь ориентировано на требования как постоянных, так и потенциальных покупателей. Чем лучше товар будет удовлетворять требованиям заказчика, тем более конкурентоспособной будет компания на данном рынке товаров, что, в свою очередь, обеспечит спрос на продукцию и постоянный денежный поток, который даст возможность стабильному росту и дальнейшему развитию ООО «Пластик».
Следует отметить также, что в системе контроллинга план производства является основой работы организации на определенный период, и лучше иметь несколько его вариантов с учетом всех возможных рисков [6, с.102]. Практическое использование разработанного механизма составления плана производства с учетом действия на предприятии ассортиментной политики позволит повысить уровень обоснования планов и эффективность экономической деятельности предприятий машиностроительного комплекса.
По мнению Лебедевой Ю.Г., функционирование такого механизма сможет обеспечить деятельность таких служб предприятия, как коммерческая дирекция, отдел договоров и продаж, планово-экономический отдел, производственно-диспетчерский отдел, технический отдел и отдел маркетинга. Такая схема взаимодействия отделов организации при формировании плана производства отображена на рис. 2 [6, с.104].
В ООО «Пластик» действует иная схема формирования плана производства продукции: информация об объемах производства, структуре продукции поступает напрямую от отдела продаж на основе заявок от покупателей.
Если возникает необходимость в дополнительной информации, то ее запрашивают в финансово-экономическом отделе (информация о спросе на каждую товарную позицию в динамике и проч.), либо в отделе маркетинга (предпочтения заказчиков, доля рынка продукции и т. д.).
Итак, резюмируя вышеизложенное, следует отметить: для любого предприятия продуманная и детально разработанная ассортиментная политика служит основой его стабильности, рентабельности, индивидуальности, конкурентоспособности и, в конечном итоге, определяет успех предприятия на рынке.
Кроме того, ассортиментная политика является важным инструментом, с помощью которого организация осуществляет свою деятельность на рынке. Главная задача ассортиментной политики в ООО «Пластик» заключается в том, чтобы в каждый данный момент товары, составляющие ассортимент предлагаемой продукции, оптимально соответствовали потребностям покупателей по качественным и количественным характеристикам, а также учитывали финансовые возможности предприятия для обеспечения устойчивого процесса реализации произведенной продукции.