По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 339. 37 DOI:10.33920/igt-01-2401-03

Ассортимент и ассортиментная политика предприятий розничной торговли г. Москвы по субкатегории «Сочные плоды»

М.А. Николаева д. т. н., проф. кафедры международной коммерции и логистики, Президентская академия РАНХиГС
Д.А. Ерохина студентка бакалавриата, Президентская академия РАНХиГС

Целью статьи является обследование и идентификация торгового ассортимента по субкатегории свежие плоды, а также определение направлений ассортиментной политики. В статье приведены результаты обследования ассортимента субкатегории «Свежие (сочные) плоды», реализуемого в магазинах трех торговых сетей: «Глобус», «Лента», «Азбука Вкуса». Установлено, что ассортимент плодов в этих магазинах по большинству видов можно охарактеризовать как развернутый и рациональный. Основными направлениями ассортиментной политики всех обследованных магазинов является стабилизация и углубление, что обусловлено характером спроса (устойчивым для большинства видов плодов) и товарным предложением на рынке свежих плодов, преимущественно импортных и обезличенных по стране происхождения и помологическим сортам, за исключением яблок, груш и винограда. Предлагается расширение ассортимента за счет включения в него всех видов плодов, входящих в товарное предложение на рынке в осенний период, в том числе и клюквы свежей.

Литература:

1. Скурихин И.М. Таблицы химического состава и калорийности российских продуктов питания: Справочник. / И.М. Скурихин, В.А. Тутельян — М.: Дели принт, 2008. — 276 с.

2. Товароведение однородных групп продовольственных товаров: учебник / Л.Г. Елисеева, Т.Г. Родина, А.В. Рыжакова и др.; под ред. д. т. н., проф. Л.Г. Елисеевой. — М.: ИТК «Дашков и Ко», 2018. — С. 474.

3. Николаева М.А. Полезность и вредные свойства пищевых продуктов растительного происхождения: монография. / М.А. Николаева, О.А. Рязанова, Ю.Н. Клещевский— Москва: РУСАЙНС, 2022. — 398 с.

4. М.А. Николаева. Методика обследования торгового ассортимента товаров определенной категории в предприятиях розничной торговли и анализ их ассортиментной политики // Товаровед продовольственных товаров. — 2020. — № 12 (197). — С. 15–20.

5. Николаева М.А. Теоретические основы товароведения: учебник. — Москва: Норма: ИНФРА, 2022. — 424 с.

1. Skurihin I.M. Tablicy himicheskogo sostava i kalorijnosti rossijskih produktov pitanija: Spravochnik./ I.M. Skurihin, V.A. Tutel'jan — M.: Deli print, 2008. — 276 s.

2. Tovarovedenie odnorodnyh grupp prodovol'stvennyh tovarov: uchebnik / L.G. Eliseeva, T.G. Rodina, A.V. Ryzhakova i dr.; pod red. D.t.n., prof. L.G. Eliseevoj. — M.: ITK «Dashkov i Ko», 2018. — S. 474.

3. Nikolaeva M.A. Poleznost' i vrednye svojstva pishhevyh produktov rastitel'nogo proishozhdenija: monografi ja / M.A. Nikolaeva, O.A. Rjazanova, Ju.N. Kleshhevskij — Moskva: RUSAJNS, 2022. — 398 s.

4. Nikolaeva M.A. Metodika obsledovanija torgovogo assortimenta tovarov opredelennoj kategorii v predprijatijah roznichnoj torgovli i analiz ih assortimentnoj politiki // Tovaroved prodovol'stvennyh tovarov. —№ 12 (197). —2020. — S. 15–20.

5. Nikolaeva M.A. Teoreticheskie osnovy tovarovedenija: uchebnik. — Moskva: Norma: INFRA, 2022. — 424 s.

Одним из перспективных направлений развития человечества на современном этапе является здоровый образ жизни (ЗОЖ), обеспечивающий здоровье и активное долголетие людей. По мнению В.А. Тутельяна — научного руководителя ФБГУН, ФИЦ питания и биотехнологии [1], 70% здоровья человека определяется здоровым питанием, в структуре которого должны преобладать свежие плоды, овощи и продукты их переработки. В сутки человек должен потреблять 925 г плодоовощной продукции, из них на долю плодов приходится примерно 30%.

Свежие сочные плоды входят в качестве субкатегории в категорию «Плоды, овощи и картофель» («Фреш») и обычно размещаются в торговом зале вблизи входа в магазины, что обусловлено наличием устойчивого спроса на них. Сухие плоды (орехи) чаще всего выделяют в отдельную субкатегорию и относят к снэкам.

Пищевая ценность плодов обусловлена их низкой калорийностью (от 50 до 100 ккал/100 г) за исключением орехов (от 450 до 600 ккал/100 г), повышенной влажностью сочных плодов (70–90%), причем вода находится преимущественно в свободном виде и обладает высокой активностью, вследствие чего ее можно назвать «живой водой». Кроме того, в сочных плодах в умеренном количестве находятся легкоусвояемые сахара (глюкоза, фруктоза и сахароза) в пределах от 2 до 25%, а также пищевые волокна (0,5–5%), органические кислоты (от 0,5 до 5%) и минеральные вещества (0,5–2,0%) [2].

Особую ценность в плодах представляют физиологически активные вещества (ФАВ), кроме указанных пищевых волокон и минеральных веществ, еще и витамины, фенольные соединения и др. Многие из этих ФАВ отсутствуют в других пищевых продуктах (за исключением овощей) или их содержание невелико. С учетом среднесуточной дозы потребления к таким ФАВ относятся витамины С и Р, каротин, флавоноиды, антоцианы, танины, катехины, гликозиды и др. [3]. Это обуславливает необходимость ежедневного потребления свежих сочных плодов. Поэтому одной из важнейших задач продовольственной торговли является обеспечение физической и экологической доступности плодов при формировании ассортимента, разработке и внедрении ассортиментной политики различных предприятий торговли.

Для Цитирования:
М.А. Николаева, Д.А. Ерохина, Ассортимент и ассортиментная политика предприятий розничной торговли г. Москвы по субкатегории «Сочные плоды». Товаровед продовольственных товаров. 2024;1.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: