Обучение в аспирантуре — время, когда молодые учёные начинают активно строить свой исследовательский путь. Исследования показывают, что поддержка руководителей, коллег-учёных, семьи имеет важное значение в работе аспирантов над диссертациями. Решающую роль в интеграции молодых учёных в научное сообщество играет подразделение, в котором они работают. Эта институциональная поддержка важна не только с точки зрения получаемых знаний. Традиции, чувство принадлежности и общности, которые формируют и развивают кафедры, лаборатории, департаменты или школы, в равной степени важны для аспирантов.
Традиционно система аспирантуры в СССР, а затем и в России основывалась на модели наставничества. Подготовка будущих учёных в основном ограничивалась общением между аспирантами и их научными руководителями. Аспиранты учились немного, и их учёба была направлена в первую очередь на развитие академических навыков и компетенций. В 2013 г., когда был принят Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации», в системе аспирантуры произошли существенные изменения. Она получила статус третьей ступени высшего образования и новую цель — создать условия для подготовки высококвалифицированных научно-педагогических кадров.
Исходно переход к такому статусу означал значительное повышение образовательной нагрузки аспирантов. Нормативные изменения 2021 г. частично ослабляют эти требования: теперь организации вправе сами распределять образовательный и научный компоненты. Так или иначе, текущая модель аспирантуры предполагает и больший контроль за прогрессом аспиранта со стороны сотрудников подразделений, и, как следствие, большую включённость аспирантов в научные коллективы.
Однако на практике индивидуальная работа с научным руководителем осталась главным элементом подготовки аспирантов. Чтобы понять, как подразделения поддерживают молодых учёных и зависит ли от этого их уверенность в том, что они успешно защитят диссертацию, исследователи Центра социологии высшего образования Высшей школы экономики опросили 992 аспиранта из шести российских университетов, что составляет примерно 40 % аспирантов этих вузов. Результаты показали, что академическая поддержка от коллег в подразделениях не стала массовой практикой. 8–38 % респондентов получали поддержку от коллег и только 4–23 % — от руководителей подразделений. Более опытные коллеги чаще всего комментировали текст диссертации или будущих публикаций аспирантов. Большинство из них по-прежнему работали только со своими руководителями.