По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 82-97 DOI:10.33920/nik-01-2008-09

«Арзамас»-бригада: литература на пути к жанру абсолютной откровенности

Люсый Александр Павлович АНО ВО «Гуманитарный институт телевидения и радиовещания им. М.А. Литовчина», Россия, 123007, Москва, Хорошевское шоссе, д. 32а, e-mail: allyus1@gmail.com, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-6201-8498

Рассмотрена первая книга безвременно ушедшего из жизни литературоведа Владимира Краснокутского (1943–1980). Раскинувшийся колоссальным белым пятном на исследовательской карте русской литературы в виде некой «второстепенности» жанр мемуарной литературы с ее установкой на абсолютную истинность и в то же время весьма приблизительной, произвольной ее реализацией с уверенностью может теперь занять полноценное место на общей литературной карте. Блок материалов по литературному обществу «Арзамас» с его неповторимой концентрацией игрового начала в русской литературе также не потеряется в уже сложившемся к нашему времени «арзамасском тексте». Показана актуальность обращенных в будущее прочтений Пушкина, Тургенева, Достоевского, Солженицына.

Статья поступила 02.04.2020

Самый большой, вероятно, объем в книге занимает набросок масштабного исследования «Русская мемуарная литература». Такие тексты не устаревают ни содержательно (некоторое на первый взгляд несоответствие названию книги в целом мнимое, поскольку «Арзамас» и жанр дневника — близнецы-братья), ни методологически — нарастание мемуарного вала от XIX к XX в. и далее так и не стало стимулом в литературоведческой заинтересованности изучения этого рода литературы.

Мемуары раскинулись колоссальным белым пятном на исторической карте русской литературы. «Мемуары — данная констатация сохраняет актуальность, ведь их полку существенно прибыло за десятилетия простаивания данного текста, — оказывались на перекрестке многих исследований, но в качестве полноправного явления самой литературы не рассматривались. Взгляд на мемуары прежде всего как на источник, пособие, дополнительное доказательство, весьма распространенный по сей день, несомненно, умалял самостоятельное значение этого рода литературы. Историко-документальный подход к нему получил в известном смысле монопольные права и с гипотетической силой распространил свое влияние на исследователей»2.

Да, наметившиеся уже к тому времени исследовательские подходы — и историко-литературный, со строго ограниченной группой мемуаров, в которых присутствуют сведения о литературном быте прошлого, и текстолого-монографический, изучающий мемуары литературного наследия того или иного писателя как дополнительный материал к изучению художественного творчества автора, и психологический, приоткрывающий тайны психологии художественного творчества, — «роднит» одно: служебное положение мемуаров по отношению к целям исследования.

Что такое мемуарный факт с его особой ретроспективной нагрузкой? «Воспоминание создает ситуацию, принципиально меняющую внутренний смысл изображаемого явления. В новой ситуации автор не только участник опыта, но и сторонний зритель. Воссоздавая прошлое, он строит такую модель мира, которая отчасти уравнивает в правах начало и конец ситуации и каждый факт держит в тисках двух известных — развития и результата. Естественный ход событий — имитация; действие в мемуарах не копировка конструкции реального, оно вызывается и отсутствующей в реальном действии силой — ретроспекцией, способностью времени описываемой ситуации воспринимать как одно прошедшее»3.

Для Цитирования:
Люсый Александр Павлович, «Арзамас»-бригада: литература на пути к жанру абсолютной откровенности. Вопросы культурологии. 2020;8.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: