По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 364.048.6–053.88 DOI:10.33920/pol-01-2203-07

Арт-терапия как технология социальной работы с пожилыми и инвалидами, проживающими в доме-интернате

Испулова Светлана Николаевна канд. пед. наук, доцент, ФГБОУ ВО «Магнитогорский государственный технический университет имени Г.И. Носова», Россия, г. Магнитогорск, пр. Ленина, д. 26, E-mail: sispulova@mail.ru, ORCID 0000-0003-2197-1204
Погорельская Александра Алексеевна студентка, ФГБОУ ВО «Магнитогорский государственный технический университет им. Г.И. Носова», Россия, г. Магнитогорск, пр. Ленина, д. 26, E-mail: pogorelskaya_sasha@mail.ru

Традиционно арт-терапевтические методики рассматриваются как инструменты работы психолога, однако в последние десятилетия арт-терапия используется не только психологами, но и социальными терапевтами, специалистами по социальной работе. В данной статье авторы раскрывают особенности арт-терапии как технологи социальной работы с пожилыми и инвалидами в доме-интернате.

Литература:

1. Российская энциклопедия социальной работы / под общ. ред. д.и.н., проф. Е. И. Холостовой. М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2016. 1032 с.

2. Татарова С. П., Затеева Н. А. Социально-культурные технологии реабилитации в работе с различными категориями населения // Ученые записки (АГАКИ). 2019. № 3 (21). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sotsialno-kulturnye-tehnologii-reabilitatsii-v-rabote-s-razlichnymi-kategoriyami-naseleniya (дата обращения: 17.12.2021).

3. Копытин А. И. Методы арт-терапии в преодолении последствий травматического стресса. М.: Когито-Центр, 2014. 208 с.

4. Мурзина Е. И. Метод арт-терапии в работе с людьми с ограниченными возможностями здоровья // Ученые записки (АГАКИ). 2017. № 2 (12). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/metod-art-terapii-v-rabote-s-lyudmi-s-ogranichennymi-vozmozhnostyami-zdorovya (дата обращения: 17.12.2021).

5. Елютина М. Э., Климова С. В. Арт-технология в социальной работе с пожилыми людьми: социологическое измерение // Известия вузов. Поволжский регион. Общественные науки. 2017. № 3 (43). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/art-tehnologiya-v-sotsialnoy-rabote-s-pozhilymi-lyudmi-sotsiologicheskoe-izmerenie (дата обращения: 17.12.2021).

1. Russian encyclopedia of social work / Ed. PhD in History, prof. E.I. Kholostova. M.: Publishing and Trade Corporation "Dashkov and K", 2016. 1032 p. pp. 44-47. (In Russ.)

2. Tatarova S.P., Zateeva N.A. Sotsialno-kulturnye tekhnologii reabilitatsii v rabote s razlichnymi kategoriiami naseleniia [Socio-cultural technologies of rehabilitation in work with various categories of the population] // Uchenye zapiski [Scientific Notes]. 2019. No. 3 (21). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sotsialno-kulturnye-tehnologii-reabilitatsii-v-workote-s-razlichnymi-kategoriyami-naseleniya (Date of access: 12/17/2021). (In Russ.)

3. Kopytin A.I. Metody art-terapii v preodolenii posledstvii travmaticheskogo stressa [Methods of art therapy in overcoming the consequences of traumatic stress]. - M.: Kogito-Centre, 2014. - 208 p. (In Russ.)

4. Murzina E.I. Metod art-terapii v rabote s liudmi s ogranichennymi vozmozhnostiami zdorovia [The method of art therapy in working with people with disabilities] // Uchenye zapiski [Scientific Notes]. 2017. No. 2 (12). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/method-art-terapii-v-workote-s-lyudmi-s-ogranichennymi-vozmozhnostyami-zdorovya (date of access: 12/17/2021). (In Russ.)

5. Eliutina M.E., Klimova S.V. Art-tekhnologiia v sotsialnoi rabote s pozhilymi liudmi: sotsiologicheskoe izmerenie [Art technology in social work with the elderly: a sociological dimension]. Izvestiia VUZov. Povolzhskii region. Obshchestvennye nauki [News of Higher Educational Institutions. Volga Region. Social Sciences]. 2017. No. 3 (43). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/art-tehnologiya-v-sotsialnoy-workote-s-pozhilymi-lyudmi-sotsiologicheskoe-izmerenie (Date of access: 17.12.2021). (In Russ.)

ВВЕДЕНИЕ

В настоящее время в нашем городе Магнитогорске Челябинской области нет таких организаций, которые позволили бы пожилым людям бесплатно заниматься изобразительным творчеством в своем возрастном сообществе под руководством преподавателя, тем более если речь идет о пожилых людях и инвалидах, проживающих в стационарном учреждении социального обслуживания.

Повышение качества жизни пожилого человека в большей степени связано именно с психологическим состоянием личности. Необходимо позаботиться и о тех пенсионерах, которые в силу своего мировоззрения или психологических проблем не охвачены никакой социальной деятельностью, помочь тем, кто тяжело переживает депрессию, характерную для пожилого возраста. Такие люди находятся в уязвимой, усугубленной жизненной ситуации, и найти занятие по душе зачастую им бывает гораздо сложнее. Пожилые люди все очень разные, и проекты для них должны быть разные! В данном случае речь идет о художественной деятельности. Почему именно о ней?

Во-первых, творческий потенциал многих пожилых людей не исчерпан, у большинства остались нереализованные мечты и желания, неосуществленные планы. Но как только возникают благоприятные условия, как только человек получает соответствующий импульс, ощущает поддержку окружения, его сокровенное пробуждается и выходит наружу. И тут важно, чтобы пожилой человек знал: есть пространство, где заниматься творчеством не смешно, а уместно, где есть единомышленники того же возраста, которые также рисуют, самовыражаются.

Во-вторых, занятие изобразительным творчеством оказывает благотворное влияние на весь организм. Когда человек рисует, у него проявляется интерес к окружающему, вкус к жизни. Психологическое состояние мобилизуется, начинается активная, осознанная, бодрая жизнедеятельность и, как следствие, улучшается физическое самочувствие. На работу мозга благотворное влияние оказывает взаимодействие зрительных образов с работой кисти руки (мелкая моторика). Это является хорошей профилактикой таких заболеваний, как болезнь Альцгеймера, Паркинсона.

В-третьих, рисование несет в себе арт-терапевтическое воздействие. Человек «отрабатывает» свои психологические проблемы, даже если он их не осознает или не может четко сформулировать.

В-четвертых, научиться рисовать может любой человек, но взрослому человеку, начинающему рисовать, необходимо присутствие рядом «сотворческой личности», которая поможет преодолеть неуверенность первых шагов, сопротивление, оградит от иронии и насмешек окружающих, укрепит в намерениях.

АРТ-ТЕРАПИЯ В СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЕ

В настоящее время как в психологии, так и в социальной работе существует большое количество методов и технологий работы с пожилыми людьми и инвалидами, которые используют специалисты. Наибольшей популярностью пользуется метод арт-терапии, который направлен на гармонизацию личности с помощью самовыражения и самопознания через творчество. За счет использования данного метода специалисты способны помочь как в улучшении эмоционального состояния человека, так и в решении физических, душевных и социальных проблем людей.

Арт-терапия в социальной работе используется для того, чтобы клиент мог спокойно выразить свои проблемы, преодолеть страхи и тревожность. В арт-терапии используются вербальные и невербальные взаимодействия с клиентом, что помогает расположить клиента к работе со специалистом. Творческая составляющая способна заинтересовать клиента, что дает возможность наблюдать за его поведением с другой стороны.

Арт-терапия — это тот метод, который подходит для работы с различными категориями людей, нуждающихся в социальной реабилитации или адаптации.

Рассмотрим категорию пожилых людей и инвалидов, проживающих в доме-интернате г. Магнитогорска Челябинской области. Все проживающие абсолютно разные люди, с различными проблемами. Возраст данных категорий колеблется от 18 лет до 70 и выше. Это пожилые люди, люди преклонного возраста с психологическими, психическими проблемами, лица с ограниченными возможностями здоровья, с разными степенями инвалидности. Жильцы данного дома-интерната прибывают из разных бытовых условий жизни, оказавшись в трудной жизненной ситуации, нуждаются в предоставлении жилья, одежды, пропитания.

В доме-интернате как в учреждении стационарного типа данной категории людей оказывается вся необходимая помощь, но со временем проживающие привыкают к тем хорошим условиям, предоставляемым в учреждении. Для того чтобы пожилые люди и инвалиды являлись не только получателями социальных услуг, а еще и взаимодействовали друг с другом, были вовлечены в досуговую совместную деятельность, с ними проводится арт-терапия как технология социальной работы.

Целью арт-терапии как технологии социальной работы с пожилыми и инвалидами является повышение уровня адаптации в обществе, реабилитация в современных условиях жизни, а также поддержание интереса к ней, преодоление ощущения ненужности, беспомощности и одиночества.

Для пожилых людей и инвалидов, проживающих в доме-интернате, данный метод работы с ними является актуальным. Отдельные виды арт-терапии — лепка из пластилина, рисование, вязание, танцы, пение и другие — полезны для тела как тренировка стареющего организма (развитие моторики, органов дыхания и др.) [1]. Данный метод в работе с пожилыми людьми и инвалидами является эффективным методом как социальной реабилитации, так и реабилитации в целом.

Вопросом социальной реабилитации посредством использования метода арт-терапии занимались следующие отечественные ученые: И.С. Кон, П.И. Карпов, Е.В. Холостова, А.В. Мудрик, В.А. Качесов, И.А. Копытин и др.

Е.В. Холостова выделяет различные виды методик в арт-терапии, такие как библиотерапия, оригами, драматерапия, музыкотерапия, цветотерапия, видеотерапия, песочная терапия, игротерапия, рисование.

И.А. Копытин выделяет основные организационные формы арт-терапии:

• индивидуальное арт-терапевтическое консультирование, которое подразумевает такое психологическое консультирование, при котором на протяжении всего процесса применяются средства визуальной, проективно-символической коммуникации клиента и специалиста, такие как лепка, рисунок, создание композиций из песка и т. д.;

• групповая арт-терапия проводится в интерактивной закрытой либо открытой форме;

• семейная арт-терапия характерна активным применением изобразительных средств, за счет чего можно проводить диагностику и коррекцию семейных взаимоотношений.

При работе с проживающими в доме-интернате используются как индивидуальная форма работы, так и групповая. За счет индивидуальной формы в арт-терапии мы можем лично взаимодействовать с клиентом, наладить коммуникацию между клиентом и специалистом. Индивидуальная форма работы также свойственна по отношению к клиентам, не подлежащим вербальной психотерапии (люди преклонного возраста с нарушением памяти, олигофрены), или же к тем, кто испытывает трудности в вербализации своих внутренних конфликтов (аутизм, речевые затруднения, заикание и пр.).

При групповой форме работы специалист взаимодействует с группой для развития коммуникации, развития взаимопомощи друг другу, для умения адекватно оценивать совместную работу или чужую, для развития эмоциональной устойчивости и т. д.

АРТ-СТУДИЯ

На данный момент в городе Магнитогорске работает Магнитогорский дом-интернат для престарелых и инвалидов, где осуществляется межведомственное взаимодействие стационарного учреждения и высшего учебного заведения города ФГБОУ ВО «МГТУ имени Г.И. Носова». Преподаватели кафедры социальной работы и психолого-педагогического образования института гуманитарного образования совместно со студентами реализуют проект «Арт-студия». Основные цели создания арт-студии:

• повышение качества жизни пожилых людей, в том числе людей с ограниченными возможностями, через организацию интересного и полезного досуга;

• организация вернисажей и выставок работ участников арт-студии;

• организация посещений выставок, других культурно-просветительских мероприятий, проводимых учреждениями Управления культуры города Магнитогорска.

ЗАДАЧИ АРТ-СТУДИИ:

• повышение социальной активности и личностного роста у занимающихся в арт-студии жителей дома-интерната;

• создание условий для реализации творческого потенциала жителей дома-интерната;

• создание среды для психологического и эмоционального благополучия жителей дома-интерната.

В связи с указанными выше целями и задачами работа арт-студии проходила еженедельно в форме групповых и индивидуальных занятий с проживающими в доме-интернате. Тематика занятий была составлена в соответствии с возможностями занимающихся в арт-студии и была отражена в ежемесячных планах социально-психологической работы.

Для проведения занятий в арт-студии были приобретены следующие материалы: бумага различного качества и размера, краски (акварельные, гуашевые), карандаши различной твердости, фломастеры и маркеры, подготовлены материалы для коллажей, а также пластилин, клей, скотч. В качестве инструментов приобретены кисти для работы с водорастворимыми красками, ножницы.

Арт-терапевтические техники, которые используются на групповых занятиях: групповое рисование, живопись, коллаж. Методики: живопись, мандалотерапия, аппликация.

Арт-терапевтические техники, используемые в индивидуальной работе с клиентами: рисованные пятна, рисование мандал, карта чувств, «живописное изображение ваших чувств».

Ход проведения, результаты занятий отображаются на официальной страничке дома-интерната в сети Интернет («ВК»), на информационном стенде в фойе дома-интерната, а также в портфолио, включающем созданные занимающимися в арт-студии художественные образы.

Анализ занятий, продуктов, созданных проживающими в доме-интернате, позволяет оценить результаты деятельности арт-студии как удовлетворительные. Об этом свидетельствуют следующие факты:

1) занятия предоставляют социальные и обучающие возможности как на познавательном, так и практическом уровне;

2) занятия вселяют надежду на избавление от одиночества, страданий;

3) арт-студия предоставляет опыт успешной деятельности;

4) групповые занятия дают возможность преодолеть чувство отверженности;

5) занятия в арт-студии пробуждают яркие эмоции.

Организация работы арт-студии:

• занятия арт-студии проводятся два раза в неделю;

• руководителем арт-студии является специалист по социальной работе;

• работа арт-студии организуется в соответствии с планом социально-психологической работы учреждения и на основе планирования текущих дел.

Основными видами деятельности арт-студии являются:

• организация и проведение арт-терапевтических занятий для проживающих в доме-интернате;

• участие в творческих конкурсах, фестивалях и других мероприятиях, проводимых на муниципальном, городском и региональном уровнях;

• организация других мероприятий художественно-творческого характера, проводимых собственными силами;

• изготовление предметов художественного оформления учреждения, комнат проживающих в доме-интернате.

Результатами данного проекта являются:

• во-первых, реализация досуговой деятельности с проживающими в доме-интернате, раскрытие их творческого потенциала;

• во-вторых, развитие коммуникации, умение слаженно работать;

• в-третьих, развитие самостоятельности и умение оценивать результаты своей деятельности;

• в-четвертых, поддержание умственной активности, моторики, памяти;

• в-пятых, адаптация в социуме, преодоление агрессии и нервозности, улучшение эмоционального настроя.

ВЫВОДЫ

Язык искусства — красок, линий, форм и образов — говорит нам о том, что очень сложно выразить при помощи слов. Арт-терапия — это область, технология, которая использует невербальный язык искусства для развития личности в качестве средства, дающего возможность контактировать с глубинными аспектами нашей духовной жизни, с внутренней реальностью, складывающейся из наших мыслей, чувств, восприятий и жизненного опыта.

Арт-терапия основывается на том, что художественные образы способны помочь нам понять самих себя и через творческое самовыражение сделать свою жизнь более счастливой. Арт-терапия как профессиональная деятельность — сравнительно новая область науки и практики, однако то, что художественная деятельность обладает целительным эффектом, известно еще с древности. На протяжении всей человеческой истории искусство отражало мир человеческих страстей от бесконечной радости до глубочайшей печали, от триумфа до трагических потерь и служило людям как чудодейственное средство психологического и духовного возрождения.

В последние десятилетия художественное творчество как великая целительная сила было открыто и высоко оценено вновь. Многие люди обнаружили, что художественная деятельность помогает им избавиться от стресса, решать проблемы, преодолеть тяжелые переживания, связанные с потерей близких людей, и даже избавиться от боли и других неприятных физических симптомов. Появление арт-терапии, этой специфической деятельности и технологии на пересечении искусства, психологии, психотерапии и социальной работы, стало ответом на общественные тенденции, так или иначе отражающие потребности людей в применении художественной деятельности как целительной силы.

Язык статьи:
Действия с выбранными: