Искусство призвано быть мощным средством выражения идеи автора. Арт-активизм олицетворяет сочетание художественного самовыражения и политического/социального высказывания. При этом художник обращается к провокационной природе искусства для привлечения внимания к поиску решения социальных, экологических и политических проблем.
Арт-активизм потенциально обладает энергией, необходимой для приведения социальных изменений в жизнь, ведь этот подход преобразует пассивное наблюдение в активное участие, побуждая зрителей размышлять, задавать вопросы и порой — действовать. Балансируя на стыке между эстетикой и пропагандой, арт-активизм не только повышает осведомленность в обществе, но и посредством диалога со зрителем/ участником, вдохновляет на перемены.
Авторы, работящие в этом жанре, верят в то, что искусство способно стать катализатором социальных изменений. Идея, что аудио среда, визуальные элементы и художественный язык перформанса могут глубоко резонировать с аудиторией, пробуждая эмоции, выходящие за рамки обычных форм протеста или дискурса — вот тот фактор, который лежит в основе каждого подобного проекта. При этом формальная сторона не столь важна — картина, инсталляция, перформанс или цифровые медиа. Арт-активизм стремится пошатнуть закостенелые устои, выявить несправедливость и распространить прогрессивные ценности.
Было бы ошибкой назвать практику арт-активизма современным изобретением. Слияние искусства и активизма как двух самостоятельных форм наблюдалось и в более ранние эпохи. На протяжении всей истории художники использовали свой талант для критики социального неравенства и выявления существующих общественных проблем. Художники-монументалисты Диего Ривера, Давид Альфаро Сикейрос и Хосе Клименте Ороско в неспокойные времена Мексиканской революции начала 20 столетия акцентировали свое внимание на создании произведений искусства (фресок), изображавшие борьбу народа за социальную справедливость. В итоге на свет появились не только художественные шедевры, но и мощные памятники политических высказываний.