Развитие российской экономики неразрывно связано с топливно-энергетическим комплексом страны. На протяжении долгого времени Россия занимает лидирующее положение на международном рынке энергоресурсов, главным образом углеводородов. По состоянию на конец 2018 г. отечественная газовая промышленность заняла первое место в мире по экспорту газа, а нефтяная промышленность расположилась на втором месте по экспорту нефти.
Наличие большой ресурсной базы на территории нашей страны является одним из главных локомотивов отечественной экономики (см. подробнее: [3; 4; 5; 6; 7; 8; 9; 11]). Экспорт сырьевых ресурсов остается значимой частью в создании ВВП, формировании бюджетов разных уровней, а также государственных резервных фондах.
В последние годы (период с 2013 по 2018 гг.) добыча и экспорт сырой нефти показывали динамику плавного роста, исключения составляют только периоды 2016–2017 гг. по добыче и 2013–2014 по экспорту. Прирост за пять лет по добыче составил порядка 6,2% и по экспорту около 9,6%.
Однако дальнейшее наращивание объемов сырьевого сектора представляется достаточно затруднительным. В соответствии с прогнозными значениями добычи углеводородов до 2024 г., указанными в Распоряжении Правительства Российской Федерации от 22.12.2018 №2914-р «Об утверждении Стратегии развития минерально-сырьевой базы Российской Федерации до 2035 года», наблюдается обратная картина: рост добычи только в период с 2019 по 2020 г., дальше постепенное снижение. Прирост за пять лет, как по добыче, так и по экспорту, составит 0%. Показатели экспорта сырой нефти представлены в объеме 45% от общего объема добычи (среднее значение за период 2013–2018 гг.).
Один из главных факторов, способных остановить снижение объемов добычи сырья в будущем, — это создание инфраструктуры, своего рода создание нового нефтедобывающего центра страны на арктическом шельфе. В значительной части это касается добычи нефти, но в настоящее время носит потенциальный характер. Решение задачи построения нового нефтедобывающего центра страны обеспечит нефтегазовую отрасль достаточной ресурсной базой и компенсирует прогнозируемый спад на традиционных месторождениях. Также усиление деятельности на Арктическом шельфе простимулирует хозяйственную деятельность многих крупных и средних компаний в части создания оборудования, приборостроения, особенно в сегменте upstream нетрадиционных ресурсов нефти и газа.