За последние два года жилищная политика в Европе стала формироваться гораздо жестче. Связано это не только с продолжающимся разрастанием городов и потоками мигрантов и беженцев. В 2016 году на заседании ООН «Хабитат III», самой главной мировой программе по жилищным вопросам, прозвучал принцип, повлиявший на все дальнейшие решения: «Жилье — это не удобство, а естественное право каждого». Чтобы его реализовать, недостаточно просто увеличивать строительство. Для реализации этого принципа нельзя допустить неконтролируемого разрастания городов, перегрузки инфраструктуры, усиления модели «центр — периферия».
Довольно суровые европейские бюджетные рамки рождают инновационные, политические и технологические подходы. При этом успех того или иного нововведения полностью зависит от контекста: города, страны, населения. Немногие из нижеперечисленных проектов и законодательных мер смогли бы в своем первозданном виде прижиться в современных российских реалиях. Но я верю, что при грамотном анализе смысл этих решений может лечь в основу успешного проекта доступного жилья в столице и регионах.
Берлин: надстраивать и реконструировать старые панельные дома, а не строить новые
«Я не настолько богат, чтобы строить новые дешевые дома, когда уже старых достаточно…» — так можно обозначить решение, принятое мэрией Берлина в сентябре 2018 года как ответ на набирающий обороты жилищный кризис. «Надстраивание» и «реконструирование» уже существующих панельных домов позволяет увеличить и жилую площадь, и ее энергоэффективность. Другими словами, это можно назвать ретрофитингом.
Панельные многоэтажки в Восточном Берлине не раз становились объектами программ по улучшению жилищных условий. Их сносили, облагораживали, уменьшали этажность, признавали коммунистическим прошлым, которому не место в современной Германии, и инновациями из прошлого, необходимыми в настоящем. Когда страсти утихли, многие эксперты пришли к осознанию, что их качество, особенно при надлежащем и своевременном ремонте, немногим уступает качеству более современных построек.