Скажите, архитектор, давно ли вы говорили с коллегами об искусстве архитектуры? Давно ли вы задумывались о градостроительном искусстве? Полагаю, давно. На повестке дня профессиональных дискурсов куда более актуальные проблемы: законодательство, нормативы, диктат стройкомплекса и так далее.
«После введения с 90-х годов в России капитализма градостроительство стало приходить в упадок», — с горечью констатирует академик Илья Георгиевич Лежава [1]. Он отметил причины упадка, наметил и необходимые, по его мнению, коррективы градостроительной политики — но мэтр градоведения не упомянул градостроительного искусства.
Витрувианская триада охромела: красота архитектуры отступила в разряд вещей третьестепенных, и если мы вспоминаем о ней, то разве что в ходе мучительной борьбы за охрану памятников архитектуры и исторических городов.
Возможно, это судьба? Искусство отступает перед цивилизацией, обществу, увлеченному «шопингом», смешны и не нужны ветхости с ярлыком «винтаж». Решились же мы осквернить пространство близ Медного всадника шестиметровым «Котом». Но мне, старой, больно, и я продолжу сочинять свой текст.
Вы скажете: рынок, переложив таким образом ответственность на заказчика. Что ж, проблема зависимости архитектурного творчества от заказа стара как мир. «Из всех художниковтворцов, т. е. поэтов, музыкантов, живописцев и скульпторов, Архитектор — самый несвободный, потому что все указанные выше свободные художники подчинены только отвлеченным законам своего художества, тогда как Архитектор, помимо требований эстетических, находится еще в самой суровой зависимости от условий материальных, т.е. от климата, свойств материалов, законов строительной механики и, главное, денежных средств, отпущенных на постройку. И ни одно из этих условий не находится в его власти… Архитектор попадает в такой лабиринт противоположных интересов, счетов мелкого самолюбия и самых разнородных требований, что только громадный запас терпения, твердости и врожденной тактичности помогают ему благополучно миновать Сциллу и Харибду и благополучно разделаться с окончанием постройки» [2].