Решение Притцкеровского комитета на этот раз было неожиданным. Судя по данным опросов, многие эксперты рассчитывали на победу Стивена Холла, Дэвида Чипперфильда или Дэвида Аджайе. Однако этого не случилось. Если год назад премию присудили малоизвестному бюро RCR Arquitectes, то в этом году история в какой-то степени повторилась: архитектурный «Оскар» достался уроженцу индийского штата Махараштра, чье имя, мягко говоря, давно не на слуху.
Жюри отметило, что главное в его зданиях — «равновесие и мир среди всех компонентов, материальных и нематериальных». И действительно, каждое здание Балкришны преисполнено баланса и гармонии. Он называет архитектуру «праздником и источником жизни», а хорошо спроектированное здание считает тем пространством, где мы способны осознавать свои внутренние чувства, ощущать себя счастливыми и созидать.
Но не только духовная составляющая позволила Балкришне стать притцкеровским лауреатом — его смело можно назвать человеком, существенно повлиявшим на архитектурный облик всей современной Индии. Для этого достаточно познакомиться с перечнем его ключевых объектов.
После диплома Архитектурной школы в Мумбаи Доши отправился в Париж, где стал учеником Ле Корбюзье. Это было в начале 1950-х — как раз тогда, когда знаменитый модернист работал над обликом нового индийского города Чандигарха. Его проектировали «под ключ». Предстояло подумать над всеми видами построек, от автобусных остановок до конгрессцентров. Корбюзье поручил Доши работу над жильем для местных клерков.
Позже архитектор вспоминал, что у них с трудом получалось общаться по-английски, поэтому индиец объяснялся с Корбюзье на языке жестов, но это только играло обоим на руку. Доши убежден: «Там, где ты не можешь найти слов, беседа становится более умозрительной и свободной». Опыт в парижской мастерской стал определяющим в карьере Доши, и он до сих пор восторгается учителем — держит фотографию Корбюзье рядом с изображениями бога Ганеши и богини Дурга у себя в мастерской.