По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 727.03:069

Архитектура локализованного времени

А. И. Хомяков канд. архитектуры, профессор кафедры «Архитектура общественных зданий», Московский архитектурный институт (государственная академия), г. Москва

Методологически используется приём исторического сопоставления аспектов влияния, воздействия мировых религий, философских систем и социокультурных практик на появление конкретных архитектурных результатов – прототипов основных архитектурных компонентов современных мемориально-музейных комплексов. Установлены истоки и факторы влияния на формообразование и формирование планировочных и архитектурных компонентов мемориально-музейных комплексов.

Литература:

1. Азизян И., Иванова И. Памятники вечной славы. Концепции и композиция. – М.: Стройиздат, 1976. – 208 с.

2. Ассман Я. Культурная память. Письмо, память о прошлом и политическая идентичность в высоких культурах древности. – М.: Языки славянской культуры, 2004. – 368 с.

3. Барраль-и-Альтэ К. История искусства. – М.: Астрель: АСТ, 2009. – 192 с.

4. Благовидова Н.Г. Часовни в архитектурно-планировочной среде города. – М.: Архитектура-С, 2006. – 136 с.

5. Бюхли В. Антропология архитектуры. – Харьков: Гуманитарный Центр, 2017. – 288 с.

6. Габричевский А. Мемориальная архитектура. Рукопись коллективной монографии. Память и время. Из художественного архива Великой отечественной войны 1941–1945 гг. – М.: Галарт, 2011. – 455 с.

7. Еремеева С. Памяти памятников. Практика монументальной коммеморации в России XIX – начала XX в. – М.: РГТУ, 2015. – 529 с.

8. Кинни Дж. Подлинная история масонов / Дж. Кинни, И.Е. Епифанова. – М.: Книжный клуб, 2011. – 368 с.

9. Кириченко Е.И. Запечатленная история России. Монументы XVIII – начала XX века. Книга 2. Архитектурные ансамбли и скульптурный памятник. – М.: Жираф, 2001. – 736 с.

10. Комеч А.И. Символика архитектурных форм в раннем христианстве. Искусство Западной Европы и Византии. – М.: Наука, 1978. – 596 с.

11. Короткина Е. Понятие «монументальное» в истории культуры и эстетических теориях // Советское монументальное искусство. № 5. – М.: Советский художник, 1984. – С. 204–212.

12. Красильников В.Д. Глобализм культуры и выживание нашей архитектуры // ACADEMIA. Архитектура и строительство. – 2012. – № 4. – С. 5–7.

13. Молева Н.М. Скульптура. Книга очерков. – М.: Новая реальность, 2016. – 152 с.

14. Прина Ф. Архитектура: элементы, формы, материалы. Энциклопедия искусства / Ф. Прина, А.Г. Кавтаскин. – М.: Омега, 2010. – 380 с.

15. Соколина А. Архитектура и антропософия. – М.: КМК, 2010. – 268 с.

16. Турчин В.С. Ампирное новое искусство в Европе //Архитектура в истории русской культуры, № 5: Стиль ампир: сборник / под ред. И.А. Бондаренко. – М.: Рохос, 2003. – С. 12–18.

17. Хегглунд Б. История теологии / Б. Хегглунд, В. Володин. – СПб.: Светоч, 2001. – 370 с.

18. Хомяков А.И. Архитектура истории: истоки мемориально-музейных комплексов // Академический вестник УралНИИпроект РААСН. – 2017. – № 2 (33). – С. 54–59.

19. Хомяков А.И. Повествование в пространстве: эволюция отечественных мемориально-музейных комплексов // Строительство и реконструкция («Орловский государственный университет им. И.С. Тургенева»). – 2017. – № 2 (70). – С. 103–110.

20. Штейнер Р. Антропософия. Психософия. Пневматософия / Р. Штайнер, Б. Старостин. – М.: Новалис, 2007. – С. 126.

21. Benevolo L. Geschichte der Architektur des 19. Und 20. Jahrhunderts, Band 1. – DTV Deutscher Taschenbuch, 1988. – 436 s.

22. Cordes M. Landschaft-Errinnern. Ueber das Gedaechtnis im Erfinden von Orten. – Junius Verlag Gmbh, 2010. – 230 s.

23. Dolgner D. Klassizismus. – E.A. Seeman Kunstverlagsgesellschaft, 1991. – 244 s.

24. Martini W. Architektur und Erinnerung. – Vandenhoeck & Ruprecht, 2000. – 232 s.

25. Winfried N., Ekkehard M. Wilhelm Kreis. Architekt zwischen Kaiserreich und Demokratie. – Klinckhardt & Biermann, 1994. – 287 s.

Вопросы возникновения и формирования памятной архитектуры, самыми значимыми произведениями которой являются мемориально-музейные комплексы, не изучены и требуют исследований в связи с возрастающим к ним интересом. Этот тип общественных сооружений является, по сути, «светскими храмами» Нового и настоящего времени, пространствами государственной и коллективной памяти.

Рост интереса к теме мемориальной архитектуры в последние десятилетия проявляется в участившихся торжественных церемониях открытий новых мемориально-музейных комплексов (ММК), проведении конкурсов на проектирование монументов и музеев, многочисленных дискуссиях по поводу возведения памятников героям и событиям. Достаточно лишь вспомнить недавние отечественные проекты: Мемориал Осетровского плацдарма в Воронежской области (2011 г.), Мемориально-музейный комплекс 35 береговой батареи в Севастополе (2012 г.), Мемориальный комплекс на Куликовом поле (2015 г.) и зарубежные – международный конкурс на Музей Второй мировой войны в Лондоне (2016 г.), а также многие др. Это внимание объясняется целым рядом социокультурных настроений, и в первую очередь – стремлением устоять против мультикультурных экспансий, желанием сохранить национальную и государственную идентичность [2, 12, 22, 24].

Вопросам проектирования ММК историками и теоретиками архитектуры в последние десятилетия не уделялось должного внимания. Первые отечественные академические исследования исторических аспектов мемориальной архитектуры были предприняты в одноимённой коллективной монографии «Мемориальная архитектура» под редакцией теоретика и историка искусств А. Габричевского и завершены в первой редакции в 1946 г. Её общая редакция и отдельные тексты об истории мемориальной архитектуры отдельных стран и народов, об отечественной послевоенной мемориальной архитектуре были подготовлены В. Блаватским, В. Маркузоном, П. Максимовым, Т.Г. Малининой [6].

Т.Г. Малининой также принадлежат многочисленные исследования и статьи по мемориальной архитектуре и проблематике организации памятных пространств. Всеобъемлющая монография об отечественной истории строительства мемориальных монументов, парков и некрополей издана Е.И. Кириченко [9]. Обзор мемориалов Второй мировой войны, как европейских, так и отечественных, был опубликован И. Азизян совместно с И. Ивановой. Из современных зарубежных работ заслуживает внимания исследование М. Кордеса (Германия), посвящённое ландшафтным оформлениям памятных мест и исторических событий. На этом перечень публикаций рассматриваемой темы в целом исчерпывается. Ни один из названных источников (кроме раздела в монографии Кириченко) не рассматривает «мемориально-музейный комплекс» в его полном содержании как ансамбль монументальной архитектуры и скульптуры, музея и ландшафта. В приведенных трудах отсутствуют архитектурные и духовные аспекты формирования мемориально-музейных комплексов в их каноническом составе и содержании, в том сложившемся виде, в котором они представлены и известны нам сегодня.

Для Цитирования:
А. И. Хомяков, Архитектура локализованного времени. Строительство: новые технологии - новое оборудование. 2018;4.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: