Вопросы возникновения и формирования памятной архитектуры, самыми значимыми произведениями которой являются мемориально-музейные комплексы, не изучены и требуют исследований в связи с возрастающим к ним интересом. Этот тип общественных сооружений является, по сути, «светскими храмами» Нового и настоящего времени, пространствами государственной и коллективной памяти.
Рост интереса к теме мемориальной архитектуры в последние десятилетия проявляется в участившихся торжественных церемониях открытий новых мемориально-музейных комплексов (ММК), проведении конкурсов на проектирование монументов и музеев, многочисленных дискуссиях по поводу возведения памятников героям и событиям. Достаточно лишь вспомнить недавние отечественные проекты: Мемориал Осетровского плацдарма в Воронежской области (2011 г.), Мемориально-музейный комплекс 35 береговой батареи в Севастополе (2012 г.), Мемориальный комплекс на Куликовом поле (2015 г.) и зарубежные – международный конкурс на Музей Второй мировой войны в Лондоне (2016 г.), а также многие др. Это внимание объясняется целым рядом социокультурных настроений, и в первую очередь – стремлением устоять против мультикультурных экспансий, желанием сохранить национальную и государственную идентичность [2, 12, 22, 24].
Вопросам проектирования ММК историками и теоретиками архитектуры в последние десятилетия не уделялось должного внимания. Первые отечественные академические исследования исторических аспектов мемориальной архитектуры были предприняты в одноимённой коллективной монографии «Мемориальная архитектура» под редакцией теоретика и историка искусств А. Габричевского и завершены в первой редакции в 1946 г. Её общая редакция и отдельные тексты об истории мемориальной архитектуры отдельных стран и народов, об отечественной послевоенной мемориальной архитектуре были подготовлены В. Блаватским, В. Маркузоном, П. Максимовым, Т.Г. Малининой [6].
Т.Г. Малининой также принадлежат многочисленные исследования и статьи по мемориальной архитектуре и проблематике организации памятных пространств. Всеобъемлющая монография об отечественной истории строительства мемориальных монументов, парков и некрополей издана Е.И. Кириченко [9]. Обзор мемориалов Второй мировой войны, как европейских, так и отечественных, был опубликован И. Азизян совместно с И. Ивановой. Из современных зарубежных работ заслуживает внимания исследование М. Кордеса (Германия), посвящённое ландшафтным оформлениям памятных мест и исторических событий. На этом перечень публикаций рассматриваемой темы в целом исчерпывается. Ни один из названных источников (кроме раздела в монографии Кириченко) не рассматривает «мемориально-музейный комплекс» в его полном содержании как ансамбль монументальной архитектуры и скульптуры, музея и ландшафта. В приведенных трудах отсутствуют архитектурные и духовные аспекты формирования мемориально-музейных комплексов в их каноническом составе и содержании, в том сложившемся виде, в котором они представлены и известны нам сегодня.