К огда М.М. Бахтин вводил в научный оборот понятие большого времени и писал, что «произведения разбивают грани своего времени, живут в веках, то есть в большом времени, притом часто (а великие произведения — всегда) более интенсивной и полной жизнью, чем в своей современности» [3, с. 331], он имел в виду прежде всего явления художественной классики (литературной, музыкальной, философской и т.п.). Но среди классических явлений культуры есть и произведения массовой культуры (далее — МК). Например, лучшие романтические романы А. Дюма (трилогия «Три мушкетера», «Граф Монте-Кристо») пережили многих своих современников по литературному процессу (притом знаменитых!) и, несомненно, продолжают жить в «большом времени», несмотря на то что изначально они, конечно, принадлежали массовой литературе своего времени.
В неменьшей степени это относится и к историческим романам В. Скотта («Айвенго», «Квентин Дорвард» и др.), и к популярным романам В. Гюго («Собор Парижской Богоматери», «Отверженные» и др.). Да и более ранние образцы европейского романа («Робинзон Крузо» Д. Дефо и «Путешествия Гулливера» Дж. Свифта) были не только классикой эпохи Просвещения, но и произведениями массовой литературы, причем как в XVIII, так и в XXI веке. Приключенческие и научно-фантастические романы Дж.Ф. Купера, Жюля Верна, Т. Майн Рида, Р.-Л. Стивенсона, А. Конан Дойла, Г. Уэллса и др., создававшиеся и продолжавшие жить в русле массовой литературы, постепенно стали классикой и утвердились в этом статусе к настоящему времени. Впрочем, специальным изучением жизни МК в масштабах «большого времени» практически никто не занимался.
МК никогда не оставалась неизменной; она исторически менялась, приобретая в каждую культурную эпоху свои специфические (структурнофункциональные и смысловые) черты — вместе с изменением представлений о массах и целом обществе, о культуре в целом, составляющих ее субкультурах и типологических разновидностях. А эти представления — с древнейших времен вплоть до современности — менялись радикально, сохраняя все же среди прочего и общие свойства МК, но в то же время обретая с каждой новой эпохой и новые, неизвестные ранее черты.