По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 115

Архитектоника массовой культуры в масштабе большого времени

Кондаков Игорь Вадимович доктор философских и кандидат филологических наук, профессор кафедры истории и теории культуры отделения социокультурных исследований Российского государственного гуманитарного университета, вице-президент и председатель Научной коллегии Научно-образовательного культурологического общества (НОКО), заместитель председателя Научного совета РАН «История мировой культуры», действительный член РАЕН, Россия, 125993, Москва, Миусская пл., д. 6. E-mail: ikond@mail.ru

В статье показано, что в современном обществе единственной актуальной формой остается массовая культура. Автор анализирует дискуссию по поводу времени существования массовой культуры и показывает: если Д.С. Лихачев, Н.М. Зоркая, К.Э. Разлогов, О.Н. Астафьева последовательно доказывают, что МК существовала в разные культурно-исторические эпохи, то А.Я. Флиер, Е.Н. Шапинская, А.В. Костина, Т.С. Злотникова убеждены в том, что МК возможна лишь в условиях массового общества, то есть в конечном счете только в ХХ веке и далее. В статье показано, что в каждой из этих точек зрения есть доля истины: наряду с МК ХХ–XXI веков, обладающей своими резко выраженными чертами культуры потребления, коммерциализированности и манипулятивности, у нее были свои культурно-исторические предпосылки, свои социокультурные аналоги, уходящие своими корнями в глубокую древность — вплоть до своих истоков в первобытной культуре.

Литература:

1. Бахтин М.М. Вопросы литературы и эстетики. — М.: Художественная литература, 1975. — 504 с.

2. Бахтин М.М. Франсуа Рабле и народная культура Средневековья и Ренессанса. — 2-е изд. — М.: Художественная литература, 1990. — 543 с.

3. Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества.— М.: Искусство, 1979. — 424 с.

4. Пропп В.Я. Исторические корни волшебной сказки. — 2-е изд. — Л.: Изд-во Ленингр. ун-та, 1986. — 365 с.

5. Пропп В.Я. Морфология волшебной сказки. — М.: Лабиринт, 2009. — 128 с.

6. Эко У. О литературе.— М.: Изд-во «АСТ»; CORPUS, 2016. — 416 с.

К огда М.М. Бахтин вводил в научный оборот понятие большого времени и писал, что «произведения разбивают грани своего времени, живут в веках, то есть в большом времени, притом часто (а великие произведения — всегда) более интенсивной и полной жизнью, чем в своей современности» [3, с. 331], он имел в виду прежде всего явления художественной классики (литературной, музыкальной, философской и т.п.). Но среди классических явлений культуры есть и произведения массовой культуры (далее — МК). Например, лучшие романтические романы А. Дюма (трилогия «Три мушкетера», «Граф Монте-Кристо») пережили многих своих современников по литературному процессу (притом знаменитых!) и, несомненно, продолжают жить в «большом времени», несмотря на то что изначально они, конечно, принадлежали массовой литературе своего времени.

В неменьшей степени это относится и к историческим романам В. Скотта («Айвенго», «Квентин Дорвард» и др.), и к популярным романам В. Гюго («Собор Парижской Богоматери», «Отверженные» и др.). Да и более ранние образцы европейского романа («Робинзон Крузо» Д. Дефо и «Путешествия Гулливера» Дж. Свифта) были не только классикой эпохи Просвещения, но и произведениями массовой литературы, причем как в XVIII, так и в XXI веке. Приключенческие и научно-фантастические романы Дж.Ф. Купера, Жюля Верна, Т. Майн Рида, Р.-Л. Стивенсона, А. Конан Дойла, Г. Уэллса и др., создававшиеся и продолжавшие жить в русле массовой литературы, постепенно стали классикой и утвердились в этом статусе к настоящему времени. Впрочем, специальным изучением жизни МК в масштабах «большого времени» практически никто не занимался.

МК никогда не оставалась неизменной; она исторически менялась, приобретая в каждую культурную эпоху свои специфические (структурнофункциональные и смысловые) черты — вместе с изменением представлений о массах и целом обществе, о культуре в целом, составляющих ее субкультурах и типологических разновидностях. А эти представления — с древнейших времен вплоть до современности — менялись радикально, сохраняя все же среди прочего и общие свойства МК, но в то же время обретая с каждой новой эпохой и новые, неизвестные ранее черты.

Для Цитирования:
Кондаков Игорь Вадимович, Архитектоника массовой культуры в масштабе большого времени. Ученый совет. 2018;1-2.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: