Я хочу рассказать о том, что в огромной сфере искусственного интеллекта (ИИ) есть небольшое направление — умная мобильность (умный транспорт). Также есть еще меньшее направление — автономное вождение. Эти технологии способны заметно преобразить нашу повседневную жизнь в положительном ключе, поэтому мы направляем значительные силы на их изучение.
Обычно мысли о вождении автомобиля окутаны неким романтическим ореолом. Представьте, размеренная езда по широкому автобану. Вечер. Закат… Однако реальность оказывается гораздо менее романтичной, т. к. вождение очень часто сопряжено со стрессом, связанным с пробками и другими инцидентами, которые могут возникнуть на дороге.
При этом мы верим, что в устоявшейся системе транспорта скоро наступят глобальные изменения. Современные автомобили сильно отличаются от тех, что были почти 100 лет назад. Даже бюджетное авто сегодня оборудовано различными технологиями, компьютерами, аппаратными средствами, датчиками и программным обеспечением. И всех этих технологий в настоящее время вполне достаточно для того, чтобы на их основе совершать революционные решения в транспортной сфере.
Если современный автомобиль дополнительно оснастить специально настроенными компьютерами, несколькими лидарами, камерами и радарами, то он вполне сможет передвигаться автономно.
Технология автономного (беспилотного) вождения базируется на действии четырех основных блоков:
● Блок локализации, сообщающий машине ее текущее местонахождение с точностью до сантиметра в текущий момент времени.
● Блок восприятия, идентифицирующий объекты, которые окружают автомобиль: другие машины, пешеходы, велосипедисты, дома, светофоры и т. д.
● Блок прогнозирования, являющийся самым важным ввиду сложности его функционального назначения. Ведь беспилотному автомобилю необходимо четко понимать, где будет, скажем, едущий рядом автомобиль через 10 с. При чем это касается не только окружающих автомобилей, но и вышеупомянутых велосипедистов и пешеходов.