По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

Антропологический театр в этнографическом музее

Дмитрий Мухин Музей «Семенково», Вологда
Ключевые слова:

В 2017 году в рамках реализации проекта «Право на судьбу», победителя XIII грантового конкурса «Меняющийся музей в меняющемся мире» Благотворительного фонда В. Потанина, в Архитектурноэтнографическом музее Вологодской области («Семенково») появилось новое направление деятельности — антропологический театр. Что это и какую роль играет в формировании музейного продукта?

Задача музея состоит не только в том, чтобы передать знания, но и вызвать у посетителя эмоции. Подкрепленная ими информация усваивается значительно глубже. Включение в работу театральных форм позволяет расширить тематическое поле этнографического музея, акцентировать вопросы, которые ранее находились на периферии внимания: межличностные отношения, конфликты, пути их решения и т.д. Таким образом, музейный антропологический театр становится особой формой театрального творчества, в основе которой лежит глубокая научная работа, это одновременно художественное и научное высказывание, приглашение посетителей к дискуссии. Он требует серьезного взаимодействия музейных и театральных специалистов.

Партнером музея в работе над спектаклем «Родная мать» выступил молодежный экспериментальный театр-студия «Сонет» (г. Вологда). Премьера состоялась 6 сентября 2017 года. В основу сюжета положены несколько ранее не введенных в научный оборот документов; они были выявлены музейными сотрудниками в Великоустюгском центральном архиве. Эти документы, датированные 1891 годом, на первый взгляд, говорят о серьезном конфликте в семье Дудниковых из деревни Торшеево Дымковского общества Трегубовской волости Устюгского уезда Вологодской губернии. Мать, Анна Николаевна, жаловалась, что сын отказывает ей в пропитании, а сын, Михаил Власьевич, заявлял, что мать у него ворует, приводя длинный список вынесенных из его дома предметов. Однако дальнейшее развитие этого дела показывает, что оно намного глубже и отражает важнейшие стороны крестьянской повседневности. Дело Дудниковых — единственное на данный момент выявленное разбирательство, в котором волостной суд принял решение, что сын давать прокормление матери и не должен, поскольку она в дополнительном пропитании не нуждается, а сын даже не пытался требовать возврата украденного имущества. То есть конфликт не в пропитании или воровстве. Тогда о чем это дело?

Выяснилось, что у Анны Дудниковой было двое сыновей, а она по приговору о семейном разделе поочередно жила то у одного, то у другого. Когда же материальное положение одного из сыновей серьезно пошатнулось, то мать решила поддерживать его, найдя для этого единственный возможный для нее способ — за счет имущества своего более состоятельного сына. Оказалось, что история Дудниковых современна и актуальна: с одной стороны мать, которая не замечает, что ее дети повзрослели и хотят жить без ее контроля; с другой — братья, соперничающие за лидерство в семействе и не желающие уступать ни матери, ни друг другу. Вневременная проблематика, с которой сталкивался практически каждый в повседневной жизни, дает возможность не только рассказать об истории, произошедшей более 120 лет назад, но и задать вопросы, адресованные современному посетителю.

Для Цитирования:
Дмитрий Мухин, Антропологический театр в этнографическом музее. Музей. 2018;6.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: