Как отечественное, так и зарубежное здравоохранение переживает период поиска новых форм организации медицинской профилактической помощи в связи с тем, что существующие механизмы практически достигли максимума в повышении качества помощи и направлены в основном на популяцию, а не на конкретного индивидуума [1–3; 5; 9; 10]. Вместе с тем современное общество также испытывает потребность в разработке новых медицинских профилактических и лечебно-оздоровительных технологий, направленных на существенное повышение потенциала здоровья и замедление самого процесса старения, в получении более качественной профилактической медицинской помощи по таким параметрам, как доступность, комплексность, экономичность, достижение должного и желаемого качества жизни, максимальная адаптация в обществе, эстетический компонент и др. [4; 5]. Это направление формируется в настоящее время в отдельную науку — антивозрастную медицину (Anti-Aging Medicine). Интерес к антивозрастной медицине постоянно растет, поскольку самая важная инвестиция — это инвестиция в свое здоровье и активное долголетие.
Антивозрастная медицина является новым междисциплинарным направлением медицинской науки и практики, основанным на подходах доказательной медицины и включающим в себя индивидуализированное раннее выявление, профилактику, лечение и реабилитацию клинических состояний и заболеваний, ассоциированных с возрастом. Наиболее близкими областями клинической медицины по отношению к рассматриваемой являются эстетическая медицина, гериатрия и валеология [2; 4; 9].
Эстетическая медицина представляет собой совокупность методов и методик, ориентированных на удовлетворение субъективных потребностей пациента в улучшении внешнего вида, и подразделяется на три основных направления — пластическую хирургию, косметологию и антивозрастную медицину.
Гериатрия является направлением науки и клинической специальностью, которая ориентирована на оказание преимущественно синдромальной помощи пациентам старших возрастных групп с возраст-зависимыми клиническими синдромами, такими, например, как падения, снижение слуха и зрения, саркопения, старческая астения и др. В последние годы объектом внимания специалистов в области гериатрии стали пациенты средних возрастных групп с высоким риском развития гериатрических синдромов, в том числе тех, которые потенциально оказывают влияние не только на качество жизни, но и на внешний вид, например, возрастной андрогенный дефицит. Большое внимание в этой связи стали уделять своевременному выявлению подобных факторов риска и разработке программ вторичной профилактики, которые не только основаны на популяционных методах, но в высокой степени индивидуализированы и обладают высокой степенью эффективности в отношении конкретного пациента [2; 4; 9].