Значимость инновационных форм контроля в России в настоящий момент трудно переоценить. С одной стороны, очевидна избыточность вмешательства государства в деятельность рынка в России, в связи с чем в последние годы взят курс на снижение контрольной нагрузки, получивший наименование «регуляторной гильотины». Согласно курсу, количество норм права, регулирующих контрольную деятельность в России, резко сократилось — более чем с 3000 до 400 нормативных актов. Вместе с тем рост международной напряженности и изоляции страны от крупных международных рынков ставит перед контрольной деятельностью государства новые задачи: как организовать деятельность рынков в России таким образом, чтобы не допустить экономической деградации государства, инфляции, безработицы и падения качества жизни граждан. В этой связи интерес представляет комплаенс-контроль как метод приведения деятельности компаний в соответствие с нормативными актами и регламентами, включая международные и внутренние нормы права.
Под комплаенсом современные специалисты понимают подход к построению системы внутреннего контроля, основной функцией которого является обеспечение соответствия деятельности стандартам и нормам и, как следствие, защита деловой репутации предприятия [7], либо систему внутренних регуляторов, направленных против нарушения законодательства, а также неписаных норм и правил, принятых в самой компании [6]. Иначе говоря, комплаенс является в первую очередь превентивной мерой, обеспечивающей легальность деятельности компании и отдельных ее работников. Несоблюдение таких норм может быть основанием для введения против компании ограничительных мер как внутри страны, так и на международном уровне — в зависимости от того, какие именно меры были нарушены. Вместе с тем в условиях санкций, вводимых против самого государства исключительно по политическим мотивам, необходим пересмотр подходов к понятию комплаенса и регулированию деятельности хозяйствующих субъектов в России.
Цель исследования: выработка общих рекомендаций в сфере антисанкционного комплаенса для экономики Российской Федерации на основе анализа опыта реагирования на санкции в СССР и зарубежных странах.