По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 334

Антисанкционный комплаенс-контроль в России: история и перспективы развития

А.С. Казаков аспирант, ФГБОУ ВО «Российский экономический университет имени Г.В. Плеханова», 117997, Москва, Стремянный пер., д. 36, E-mail: mr.hereticus@yandex.ru, ORCID: 0000-0003-4424-8131
Н.А. Проданова д-р экон. наук, доцент, профессор базовой кафедры финансового контроля, анализа и аудита Главного контрольного управления города Москвы, ФГБОУ ВО «Российский экономический университет имени Г.В. Плеханова», 117997, Москва, Стремянный пер., д. 36, E-mail: prodanova-00@mail.ru, ORCID: 0000-0001-5140-2702

В статье рассмотрены и проанализированы возможные пути минимизации санкционных рисков хозяйствующих субъектов в Российской Федерации в условиях экономического и политического давления западных стран. Введенные в текущем году девять пакетов санкций нанесли существенный удар по экономике государства, в связи с чем возрастает актуальность изучения и анализа антисанкционного опыта других стран. В целях разработки рекомендаций по развитию антисанкционного комплаенса в Российской Федерации нами рассмотрен и проанализирован опыт реагирования на санкции в СССР, а также в современных подсанкционных странах — Иране, КНДР и Беларуси. Во всех случаях выявлены две стратегии реагирования: уход от санкций подразумевает гибкий перечень мер диверсификации внешнеторговых отношений, тогда как противодействие санкциям включает в себя упор на импортозамещение и развитие внутренних рынков, дедолларизацию и т.д. На основании полученных результатов сделан вывод о необходимости комбинирования указанных стратегий для более эффективной антисанкционной политики. О чем следует принять соответствующие нормативные акты, которые будут положены в основу антисанкционного комплаенс-контроля в России.

Литература:

1. Авданин В.В. К вопросу о научно-техническом сотрудничестве СССР с западными странами в области энергетики // Управленческое консультирование. — 2022. — № 4. — С. 99–110.

2. Ершова И.В., Енькова Е.Е. Санкционный комплаенс или внутреннее управление рисками от рестрикций // Актуальные проблемы российского права. — 2022. — Т. 17, № 8 (141). — С. 93–103.

3. Дьячков И.В. Санкции в отношении КНДР: оценка эффективности // Вестник Тамбовского ун-та. — 2018. — Т. 23, № 177. — С. 173–179.

4. Лазовский С.О. Экономическая ситуация в Иране в условиях американских санкций // Журнал ИНЭМО РАН. — 2020. — № 1. — С. 81–93.

5. Раулинежад Э., Бузари Б. Тождественность и различия антисанкционных экономик Ирана и России // Вестник Самарского ун-та. Экономика и финансы. — 2018. — Т. 9, № 4. — С. 33–37.

6. Румянцева Ю.Н. Антимонопольный комплаенс как часть комплаенс-программы соблюдения законодательства Российской Федерации // Пролог: журнал о праве / Prologue: Law Journal. — 2019. — № 2. — С. 53–56.

7. Чирков Д.А. Основы развития комплаенс-контроля в кредитных организациях // Экономика и бизнес: теория и практика. — 2019. — № 12–3.

8. Антисанкционный опыт Ирана — возможности или пустышка для России? [Электронный ресурс]. — URL: https://vpoanalytics.com/2022/07/17/antisanktsionnyj-opyt-irana-vozmozhnosti-ili-pustyshka-dlya-rossii/ (дата обращения: 02.11.2022).

9. История санкций против СССР [Электронный ресурс]. — URL: https://histrf.ru/read/articles/istoriia-zapadnykh-sanktsii-protiv-sssr?ysclid=la5jew219y372678413 (дата обращения: 01.11.2022).

10. Как вести дела в обход санкций. Опыт КНДР [Электронный ресурс]. — URL: https://profile.ru/economy/joint-venture-under-sanctions-6626/ (дата обращения: 01.11.2022).

11. Хакеры, ракеты и контрабанда. Как Северная Корея противостоит жесточайшим санкциям Запада за создание ядерного оружия [Электронный ресурс]. — URL: https://lenta.ru/articles/2022/06/17/noth_korea/?ysclid=la44gcjevo164196126 (дата обращения: 02.11.2022).

1. Avdonin V.V. On the issue of scientific and technical cooperation of the USSR with Western countries in the field of energy // Managerial consulting. 2022. No. 4. Р. 99–110.

2. Ershova I.V., Enkova E.E. Sanctions compliance or internal risk management from restrictions // Actual problems of Russian law. 2022. Vol. 17. No. 8 (141). Р. 93–103.

3. Dyachkov I.V. Sanctions against the DPRK: evaluation of effectiveness // Bulletin of the Tambov University. 2018. Vol. 23. No. 177. Р. 173–179.

4. Lozovsky S.O. The economic situation in Iran under the conditions of American sanctions // Journal of IMEMO RAS. 2020. No. 1. Р. 81–93.

5. Rasulinejad E., Buzari B. Identity and differences of the anti-sanctions economies of Iran and Russia // Bulletin of the Samara University. Economics and finance. 2018. Vol. 9. No. 4. Р. 33–37.

6. Rumyantseva Yu.N. Antimonopoly compliance as part of the compliance program for compliance with the legislation of the Russian Federation // Prologue: journal of Law / Prologue: Law Journal. — 2019. — No. 2. — Р. 53–56.

7. Chirkov D.A. Fundamentals of compliance control development in credit institutions // Economics and Business: theory and practice. 2019. № 12–3.

8. Iran’s anti–sanctions experience — opportunities or a dummy for Russia? [electronic resource]. — URL: https://vpoanalytics.com/2022/07/17/antisanktsionnyj-opyt-irana-vozmozhnosti-ili-pustyshka-dlya-rossii/ (date of request: 02.11.2022).

9. The history of sanctions against the USSR [Electronic resource]. — URL: https://histrf.ru/read/articles/istoriia-zapadnykh-sanktsii-protiv-sssr?ysclid=la5jew219y372678413 (accessed: 01.11.2022).

10. How to do business bypassing sanctions. The experience of the DPRK. [electronic resource]. — URL: https://profile.ru/economy/joint-venture-under-sanctions-6626/ (accessed: 01.11.2022).

11. Hackers, missiles and contraband. How North Korea resists the most severe Western sanctions for the creation of nuclear weapons [Electronic resource]. — URL: https:// lenta.ru/articles/2022/06/17/noth_korea/?ysclid=la44gcjevo164196126 (accessed date: 02.11.2022).

Значимость инновационных форм контроля в России в настоящий момент трудно переоценить. С одной стороны, очевидна избыточность вмешательства государства в деятельность рынка в России, в связи с чем в последние годы взят курс на снижение контрольной нагрузки, получивший наименование «регуляторной гильотины». Согласно курсу, количество норм права, регулирующих контрольную деятельность в России, резко сократилось — более чем с 3000 до 400 нормативных актов. Вместе с тем рост международной напряженности и изоляции страны от крупных международных рынков ставит перед контрольной деятельностью государства новые задачи: как организовать деятельность рынков в России таким образом, чтобы не допустить экономической деградации государства, инфляции, безработицы и падения качества жизни граждан. В этой связи интерес представляет комплаенс-контроль как метод приведения деятельности компаний в соответствие с нормативными актами и регламентами, включая международные и внутренние нормы права.

Под комплаенсом современные специалисты понимают подход к построению системы внутреннего контроля, основной функцией которого является обеспечение соответствия деятельности стандартам и нормам и, как следствие, защита деловой репутации предприятия [7], либо систему внутренних регуляторов, направленных против нарушения законодательства, а также неписаных норм и правил, принятых в самой компании [6]. Иначе говоря, комплаенс является в первую очередь превентивной мерой, обеспечивающей легальность деятельности компании и отдельных ее работников. Несоблюдение таких норм может быть основанием для введения против компании ограничительных мер как внутри страны, так и на международном уровне — в зависимости от того, какие именно меры были нарушены. Вместе с тем в условиях санкций, вводимых против самого государства исключительно по политическим мотивам, необходим пересмотр подходов к понятию комплаенса и регулированию деятельности хозяйствующих субъектов в России.

Цель исследования: выработка общих рекомендаций в сфере антисанкционного комплаенса для экономики Российской Федерации на основе анализа опыта реагирования на санкции в СССР и зарубежных странах.

Для Цитирования:
А.С. Казаков, Н.А. Проданова, Антисанкционный комплаенс-контроль в России: история и перспективы развития. Бухгалтерский учет и налогообложение в бюджетных организациях. 2022;11.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: