Любые управленческие решения, особенно затрагивающие вопросы стоимости производимой продукции, работ, услуг, могут сильно влиять на устойчивость строительного предприятия. В настоящее время, в условиях высокой доли государственного заказа и действия нормы получения минимальной прибыли при заключении государственного контракта (ФЗ-44), строительным предприятиям приходится серьезно подходить к вопросу обеспечения своей дееспособности. Одним из направлений подобной целенаправленной деятельности является антикризисное управление.
Антикризисное управление стало одним из самых популярных терминов в деловой жизни России. Однако в современной литературе еще не установилось общепризнанное представление о кризисах в развитии социально-экономической системы. Krisis в переводе с греческого — «решение», «поворотный пункт» или «исход». Понятие «кризис» теснейшим образом связано с понятием «риск», которое в той или иной мере влияет на методологию разработки любого управленческого решения [4, с. 231].
Роль антикризисного управления как особенности управления деятельностью предприятия строительной отрасли в целом велика. С переходом к рыночным отношениям потребность в его практическом применении возникла у строительных предприятий, пребывающих в состоянии хронической неплатежеспособности. Однако между потребностью и ее удовлетворением возникает «пропасть». Это связано с наличием смежных неразрешенных проблем.
К основным задачам антикризисного управления относят:
- модификацию функционирования хозяйственных механизмов во всех сферах деятельности предприятия (организации);
- трансформацию критериев принятия управленческих решений на всех уровнях управления предприятием (организацией);
- разработку и реализацию стратегии и тактики предприятий в изменяющихся условиях внешней среды;
- активное применение новых усовершенствованных возможностей управления;
- применение максимального числа легальных методов хозяйственного маневрирования.