Если рассматривать принципы как основные, исходные положения программы выхода какой-либо системы, организации, предприятия и т. д. из кризиса, сначала следует определить, что такое кризисная ситуация, ее причины и характерные особенности. Понимание этих положений позволит перейти к рассмотрению антикризисной стратегии, разработке принципов антикризисного менеджмента (управления) и принятия управленческих решений.
Кризис — это затруднительное, тяжелое положение. В то же время это переходный этап, поворотный момент, т. е. это такая ситуация, когда старые методы перестают работать, что приводит к непредсказуемым последствиям. Одно из наиболее часто встречающихся в литературе и, на взгляд автора, наиболее полных определений в отношении темы реферата, следующее [1]:
«Кризис — это крайнее обострение противоречий в социально-экономической системе (предприятии, организации), являющееся угрозой для ее существования, нормального функционирования и конкурентоспособности; опасность банкротства и переломный момент в различных процессах».
Для определения общих принципов антикризисного управления следует четко понимать, что кризис предприятия — не сиюминутная ситуация. Это процесс. Причем вполне нормальный процесс, которого большинство предприятий просто не могут избежать. Но последствия кризиса для различных предприятий разные. «Жить или не жить — вот в чем вопрос». Так, если предприятие не имеет возможности и способностей бороться с кризисной ситуацией, оно просто исчезает. А если способно использовать все свои сильные стороны, найти наиболее эффективные управленческие решения и пережить кризис, то переходит на другой уровень своей деятельности, своего развития.
Не зная причин кризиса невозможно устранить неблагоприятные воздействия, а не определив антикризисную стратегию — разработать принципы выхода из кризиса и соответствующие управленческие решения. Рассмотрим основные причины возникновения (обострения) кризиса.
Существует множество причин создания и развития кризисной ситуации. На ее возникновение могут повлиять многочисленные и разнообразные факторы. Их можно разделить на внешние и внутренние. Внешние не имеют никакого отношения к деятельности предприятия, это политические и социально-экономические факторы развития государства и различные рыночные факторы (нестабильность законодательства, налоговой системы, валютного рынка, рост инфляции и т. д.). Внутренние — это управленческие и производственные факторы (неполный анализ конъюнктуры рынка, высокие показатели коммерческого риска, низкая конкурентоспособность продукции, неэффективное финансовое управление, плохое управление издержками производства, отсутствие гибкости в управлении, некачес твенная сис тема бухгалтерского учета, устаревшие и изношенные основные производственные фонды, низкая производительность труда, чрезмерно высокие энергозатраты и т. д.), а также социальные факторы, касающиеся персонала предприятия.