В самом начале процитирую великого ученого Чарльза Дарвина: «Выживают не самые сильные и самые умные виды, а те, которые лучше приспосабливаются к изменениям». Эта фраза как нельзя лучше описывает, какими должны быть взаимоотношения предпринимателя и внешней среды с ее скоростными темпами изменения.
Отовсюду нас преследуют новости с заголовками: «Крупная сеть закрывает свои магазины в России!», «Существенное падение трафика в торговых центрах!», «Небывалый рост курса валют!». Да и большинство компаний — представителей малого и среднего бизнеса отмечают существенное падение продаж, рост арендных ставок и зависимость закупок от валюты. Конечно, в сложившейся ситуации существовать (тем более развиваться) сложно. Однако все понимают: победители в этой непростой битве будут и, если приложить усилия, вполне можно оказаться в их числе. На что же необходимо обратить внимание?
Компания, прошедшая через кризис и успешно его миновавшая, впоследствии получает дополнительное преимущество в виде отлаженных бизнес-процессов, сплоченной команды, отлаженной ассортиментной матрицы и лояльных клиентов
Начнем с определений. Итак, антикризисное управление — это управление компанией, способное предварять или смягчать кризис, а также удерживать функционирование в режиме выживания в период кризиса и выводить фирму из кризисного состояния с минимальными потерями.
Основные черты современных экономических кризисов применительно к торговле:
• напряженная политическая ситуация;
• продолжительная стагнация ритейла;
• стремительное падение курса рубля;
• демографическая яма 1990-х;
• кульминация изменения ценностей и поведения потребителей;
• закредитованность населения;
• снижение трафика в ТЦ;
• снижение качества трафика.
Кроме того, у нас в комплекте:
• высокая конкуренция на рынке;
• неготовность малого и среднего ритейла к изменениям на рынке;