По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 642.5 DOI:10.33920/vne-04-2101-03

Антикризисное управление крупными сетями общественного питания

Дмитрий Васильевич Машин канд. экон. наук, член-корреспондент РАЕН, менеджер по производству ЗАО «Москва-Макдональдс», Россия, Москва; orcid 0000-00021803-3033; 117279, Россия, г. Москва, ул. Введенского, д. 26, кв. 50; e-mail: dmashin@ya.ru

На фоне проведенных исследований выяснили, что теоретическая база в сфере кризисного управления является недостаточно разработанной для понимания современной практики управления крупными сетями общественного питания в условиях кризисной ситуации. По нашему мнению, этот аспект может быть причиной ошибок со стороны руководителей, управляющих крупными сетями общественного питания и вероятности элиминирования с рынка. Не только с момента пандемии коронавируса власти и аудиторы требуют, чтобы на предприятиях общественного питания была концепция кризисной ситуации. При возникновении кризисных ситуаций компания может быстро достичь своих пределов. Чаще всего поздно искать решение только тогда, когда это приводит к стрессу и к хаотическим последствиям. Те предприятия общественного питания, которые принимают меры предосторожности и заранее создали подходящую концепцию, имеют преимущество и могут реагировать объективно и целенаправленно. Пандемия показала, какие сложные проблемы необходимо решать и к каким неопределенностям это приводит. Только хорошо информированные руководители могут успешно вывести предприятие общественного питания и сотрудников из кризиса. Среди предприятий общественного питания во всем мире, которые хорошо пережили коронавирусный кризис, гибкость была решающим фактором успеха. Гибкие предприятия общественного питания быстро адаптировали свою бизнес-модель к изменяющемуся поведению потребителей во время кризиса. Это позволило им сохранить продажи и обеспечить свое существование после кризиса. Некоторые рестораторы смогли получить конкурентное преимущество благодаря гибкости и быстрой реакции и даже привлечь новых клиентов. В статье рассмотрены вопросы антикризисного управления крупными сетями общественного питания и разработана комплексная система мероприятий, направленная на антикризисное управление крупными сетями общественного питания.

Литература:

1. Самые крупные сети ресторанов быстрого питания [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://nonews.co/directory/lists/companies/largest-food-restaurant (дата обращения: 10.12.2020).

2. Яшина О. В. Особенности развития ресторанного хозяйства / О. В. Яшина // Вестник коммерческой академии — М.: Институт региональных экономических исследований (ИРЭИ), 2019. — № 38. — С. 137–141.

3. Скавронская И. В. Приоритетные направления развития общественного питания в контексте мирового опыта / И. В. Скавронская // Вестник экономического института. — М.: Институт региональных экономических исследований (ИРЭИ), 2019. — № 2. — С. 232–244.

4. Науменко М. А. Пути антикризисного управления на предприятиях общественного питания / М. А. Науменко // Вестник экономики транспорта и промышленности — М.: Институт региональных экономических исследований (ИРЭИ), 2020. — № 36. — С. 179–181.

5. Левицкая И. В. Особенности внедрения инновационных технологий в систему управления предприятиями общественного питания в условиях кризиса // И. В. Левицкая // Научные труды университета пищевых технологий — М.: Институт региональных экономических исследований (ИРЭИ), 2020. — № 50. — С. 199–205.

1. The largest fast food restaurant chains. Available at: https://nonews.co/directory/lists/ companies/largest-food-restaurant (accessed: 10.12.2020) (in Russian).

2. Yashina O.V. Osobennosti razvitiia restorannogo khoziaistva [Features of development of restaurant economia]. Vestnik kommercheskoi akademii [Bulletin of commercial Academia]. Moscow, 2019, № 38, рp. 137–141 (in Russian).

3. Skavronskaya I.V. Prioritetnye napravleniia razvitiia obshchestvennogo pitaniia v kontekste mirovogo opyta [Priorities for catering development in the context of world experience]. Vestnik ekonomicheskogo instituta [Bulletin of the Economic Institute]. Moscow, 2019, № 2, рp. 232–244 (in Russian).

4. Naumenko M. A. Puti antikrizisnogo upravleniia na predpriiatiiakh obshchestvennogo pitaniia [Ways of crisis management at catering facilities]. Vestnik ekonomiki transporta i promyshlennosti [Bulletin of Transport and Industry Economics]. Moscow, 2020, № 36, рp. 179–181 (in Russian).

5. Levitskaya I. V. Osobennosti vnedreniia innovatsionnykh tekhnologii v sistemu upravleniia predpriiatiiami obshchestvennogo pitaniia v usloviiakh krizisa [Features of introduction of innovative technologies in the system of management of catering enterprises in crisis] (in Russian).

6. Scientifi c works of the University of Food Technology [Nauchnye trudy universiteta pishchevykh tekhnologii]. Moscow, 2020, № 50, рp. 199–205 (in Russian).

В России общественное питание еще не достигло международного уровня. Динамичное развитие этого вида экономической деятельности обусловливает появление заведений общественного питания разных типов и ценовых категорий, что дает потребителям возможность выбирать такое заведение общественного питания, что наиболее подходит для них по всем критериям.

В нашем государстве по характеру торгово-производственной деятельности среди предприятий общественного питания выделяют рестораны, кафе, бары, буфет, закусочные, столовые, кафетерии, фабрики-заготовочные, фабрики-кухни, домовые кухни, а также заведения, предоставляющие услуги мобильного питания.

1. Рынок общественного питания. Достаточно стойкими в кризис оказались рестораны высокого ценового сегмента, оборот которых снизился только на 0,2 %. Для многих крупнейших сетей данное положение дел несомненно являлось подспорьем для ведения бизнеса в сложные времена.

Стремительное падение отрасли общественного питания в 2016– 2017 гг. в целом было обусловлено действием продовольственных контр санкций.

В рейтинге ресторанов на первом месте оказалась сеть Subway, второе место за McDonald’s, третье — Starbucks.

С другой стороны, условия кризиса ослабили позиции конкурентов, и наряду с демократизацией рынка происходит непрерывное увеличение доли сетевых ресторанных проектов. Такое положение можно расценивать с точки зрения возможности для роста и развития компании. Исследования показывают, что количество сетевых заведений, открытых в России, выросло на 3,3 %. Для сравнения: в 2018 и 2019 гг. прирост сетевых ресторанов был на уровне соответственно 13,4 и 11,1 %. Таким образом, сетевые игроки более стойко перенесли сложности 2017 г. по сравнению с одиночными ресторанными проектами и продолжают демонстрировать положительную динамку развития на уровне 3,3 %.

Однако сложившиеся неблагоприятные условия кризиса изменили потребительскую модель в сторону более экономичных стратегий.

Ограниченность финансовых ресурсов, необходимых для активной экспансии, желание и возможность получения дополнительных дивидендов, а также недостаточное знание рыночной ситуации — все эти факторы по-прежнему склоняют многих ресторанных операторов к развитию путем продажи франшиз. Кризис рынка общественного питания нисколько не изменил отношения компаний к франчайзингу.

Для Цитирования:
Дмитрий Васильевич Машин, Антикризисное управление крупными сетями общественного питания. Международная экономика. 2021;1.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: