По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 930.85

Анатомическая коллекция Кунсткамеры: история создания первого медицинского музея России

Л.В. Воробьева музеевед, г. Санкт-Петербург

Музей антропологии и этнографии им. Петра Великого РАН — так называется музей, который на протяжении трех столетий известен в обществе как Кунсткамера, или Кабинет редкостей. Музей стал первым в России, приказ о его создании Петр I подписал еще в 1703 году. Основа его анатомической коллекции — препараты с патологиями известного анатома XVIII века Фредерика Рюйша стали визитной карточкой музея. Вместе с тем он обладает грандиозными этнографическими и антропологическими коллекциями.

Литература:

1. Выставка «Лица наших предков». К 100-летию со дня рождения М.М. Герасимова [Электронный ресурс] // Музей антропологии и этнографии им. Петра Великого (Кунсткамера) МАЭ РАН, 2008. — URL: http://www.kunstkamera.ru/index/exposition/exhibitions1/ virtualnye_vystavki/gerasimov/.

2. Фирштейн Б.В. Краниологическая коллекция Музея антропологии и этнографии // 250 лет Музею антропологии и этнографии имени Петра Великого / Институт этнографии им. Н.Н. Миклухо-Маклая АН СССР; отв. ред. Л.П. Потапов. — М.; Л., 1964. — С. 169.

3. Чистов Ю.К., Резван Е.А., Купина Ю.А., Михайлова Е.А. Музей антропологии и этнографии имени Петра Великого Кунсткамера 295 лет. История исследования коллекций. — СПб., 2009. — С. 210.

4. Таксами Ч.М. Первый академический музей на новом этапе развития // 285 лет Петербургской Кунсткамере: материалы итоговой научной конференции МАЭ РАН, посвященной 285-летию Кунсткамеры / Отв. ред. Ч.М. Таксами. — СПб., 2000. — С. 21–22.

5. Хартанович М.Ф., Хартанович М.В. Летопись Кунсткамеры. 1714–1836. — СПб., 2014. — С. 30.

6. Кузыбаева М.П., Глянцев С.П. Из истории формирования и изучения медицинских коллекций в России // Двухмесячный научно-практический журнал «Проблемы социальной гигиены, здравоохранения и истории медицины». — 2009. — № 3/1. — С. 46.

7. Карпеев Э.П., Шафрановская Т.К., Калязина Н.В. К истории здания Петровской Кунсткамеры // Петр и Голландия. — СПб., 1996. — С. 58–71.

8. Кузыбаева М.П. Что там внутри? // Мир музея. — 2016. — № 342/2. — С. 30–33.

9. Склярова Е.В., Жаров Л.В. История медицины. — Ростов н/Д., 2014. — С. 163.

10. Сперанский В.С. Краткий очерк истории анатомии. — Волгоград, 2001. — С. 20.

11. Хартанович М.Ф. Первый музей России // Русская история. — 2014. — № 1 (28). — С. 16–18.

12. Шипилов А.В. Кунсткамера Петра I: российский музей как форма и инструмент социокультурных изменений // Общественные науки и современность. — 2003. — № 5. — С. 160.

Долгие годы, даже после формирования анатомии как науки, тема познания тела человека оставалась под запретом. Общество продолжало использовать теоцентричные взгляды, пренебрегая наукой, которая опровергала религиозные устои. Первые анатомические изыскания стали проводиться лишь в эпоху Возрождения, ведущими странами в области анатомии стали Нидерланды и Дания. Появление новой науки пробудило в обществе дикий интерес к анатомии — популярность получили так называемые анатомические театры, где вскрытия проводились на публике в виде театрализованного представления. Посещение таких мероприятий давало возможность познакомиться с тайнами человеческого тела. Анатомические театры были невероятно престижными — публикой они рассматривались как «выход в свет», сопровождались музыкой, в перерывах посещали буфет, их посещали члены высшего общества.

В Россию мода на анатомические театры проникла при Петре I Великом, который заинтересовался темой анатомии во время путешествий по Европе и лично принимал участие во вскрытиях знаменитого анатома Фредерика Рюйша. После возвращения в Россию он создал больницу с аптекой, ботаническим садом и анатомическим театром, ставшим первым подобным учреждением в стране. Врачи получили право на препарирование казненных преступников при условии, если полученные материалы будут использоваться для учебных занятий по анатомии для московских бояр.

В то же время Петр I задумал сделать строящийся Санкт-Петербург научным центром наряду с ведущими столицами Европы. Первый музей экспонатов, собранных императором, располагался в Кикиных палатах. Он был открыт для всеобщего посещения в 1719 году, в нем расположились медали, монеты, археологические, зоологические и анатомические экспонаты. Собрание заняло восемь выставочных залов. Здание Кунсткамеры на Университетской набережной было построено позже, в 1718–1734 годах.

Коллекция Петра I пополнялась естественно-научными экспонатами, влажными препаратами животных из коллекции Фредерика Рюйша, живописными полотнами на анатомическую и медицинскую тематику. Особый интерес представляли препараты коллекции анатома Рюйша, который продал в Россию все свое собрание: они иллюстрировали стадии развития плода, врожденные физиологические уродства. Вместе с коллекцией анатом продал и уникальный метод сохранения анатомических препаратов с помощью специального раствора.

Для Цитирования:
Л.В. Воробьева, Анатомическая коллекция Кунсткамеры: история создания первого медицинского музея России. Музей. 2022;3.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: