По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 614.253.83 DOI:10.33920/med-02-2506-01

Анализ жалоб населения города Анапы на работу выездных бригад скорой медицинской помощи

Епифанов Вячеслав Георгиевич кандидат медицинских наук, врач высшей категории, старший врач станции (отделения) скорой медицинской помощи, Государственное бюджетное учреждение здравоохранения «Городская больница города Анапы» Министерства здравоохранения Краснодарского края, Станция скорой медицинской помощи, Россия, Краснодарский край, г. Анапа, ул. Крымская, 24, тел. +7 900 295 4001, e-mail: slava_smp@mail.ru, SPIN-код: 1406-8020, ORCID: https://orcid.org/0009-0006-3634-2573, slava_smp@mail.ru

Представлен анализ жалоб населения на службу скорой медицинской помощи в курортном городе Краснодарского края. Цель исследования: изучить распространенность случаев и возможных причин недовольства пациентов работой станции скорой медицинской помощи г. Анапы. Задачи: провести анализ обоснованности жалоб населения г. Анапы на работу выездных бригад скорой медицинской помощи. Выявить основные проблемы и возможные пути их решения. Материалы и методы исследования. Проведен ретроспективный анализ 602 карт вызовов больных, обратившихся с жалобами на ССМП г. Анапы в течение 2017–2022 гг. Анализ проводили с помощью программных комплексов «АРМ диспетчера-отправителя» v. 37.84 и «АРМ статистики» v. 36.1.23, путем изучения карт вызовов, объяснительных сотрудников станции, ответов администрации ССМП на жалобы. Результаты. Полученные данные показали, что подавляющее количество жалоб, особенно в летний период, связано с длительным ожиданием бригады СМП – 68,4 %. С качеством оказания медицинских услуг связано 2,3 % жалоб, нарушением этики и деонтологии – 1,5 %. Обоснованными признаны 45,2 % от общего количества жалоб. Необоснованными оказались жалобы в 54,8 % случаев. Заключение. Проведённый анализ позволил выявить основные причины вынужденных задержек и опозданий на вызовы, являющихся главным мотивом недовольства граждан работой станции СМП. Получeнные в ходе анализа рeзультаты выявили основные проблемы в организaции оказания СМП насeлению, что позволит организаторам здравоохранения различных уровней рaзработать комплекс мeроприятий, направлeнных на совершенствoвание оказания скорой медицинскoй помощи в условиях крупного курортного региoна.

Литература:

1. Гнатюк, О.П. Жалобы граждан как инструмент обратной связи при управлении качеством медицинской помощи. Баланс прав и обязанностей пациента / О.П. Гнатюк // Вестник общественного здоровья и здравоохранения Дальнего Востока России. — 2021. — №2. — URL: http://www.fesmu.ru/voz/20212/2021203.aspx/ (дата обращения: 04.09.2023). DOI: 10.35177/2226-2342-2021-2-3

2. Тарычев, В. В. Анализ письменных обращений граждан как инструмент определения удовлетворённости пациентов качеством оказания скорой медицинской помощи / В. В. Тарычев // Медицина и здравоохранение : материалы I Междунар. науч. конф. (Чита, ноябрь 2012 г.). — Чита : Издательство Молодой ученый, 2012. — С. 92-98. — URL: https://moluch.ru/conf/med/archive/62/2840/ (дата обращения: 01.11.2023). EDN: VMQRDZ

3. Карпенко, Е. В. Анализ обращений граждан как инструмент в оценке доступности и качества оказания медицинской помощи (на примере Брянской области) / Е. В. Карпенко, И. И. Поддубный // Региональная Россия: история и современность : материалы Всероссийской (национальной) научно-практической конференции (Комсомольск-на-Амуре, 19 декабря 2018г.). — Комсомольск-на-Амуре, 2018. — С. 200-205. EDN: YZQZKH

4. Минздрав объяснил причины жалоб на скорую помощь // URL: https://vademec.ru/news/2016/04/01/ minzdrav_obyasnil_prichiny_zhalob_na_skoruyu_pomoshch/ (дата обращения: 02.11.2023).

5. О программе государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2023 год и на плановый период 2024 и 2025 годов. Постановление Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2022 г. № 2497. [Электронный1ресурс].1URL:http://publication.pravo.gov.ru/Document/View /0001202212310044 (дата обращения: 07.10.2023).

6. О территориальной программе государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи в Краснодарском крае на 2023 год и на плановый период 2024 и 2025 годов / Закон Краснодарского края от 23.12.2022 года № 4805-КЗ. [Электронный1ресурс].1URL:http://publication.pravo.gov.ru/Document/ View/2300202212290023/ (дата обращения: 01.10.2023).

7. Удовлетворенность населения региона качеством работы службы скорой медицинской помощи / А.В. Колесников, А.В. Бреусов, В.В. Шичанин, Р.А. Бреусов // Вестник РУДН. Серия: Медицина. — 2017. — Т. 21. — № 1. — С. 109-116. DOI: 10.22363/2313-0245-2017-21-1-109-116

1. Gnatyuk O.P. Zhaloby grazhdan kak instrument obratnoi svyazi pri upravlenii kachestvom meditsinskoi pomoshchi. Balans prav i obyazannostei patsienta [Complaints of citizens as a feedback tool in the management of the quality of medical care. Balance of rights and obligations of the patient]. Vestnik obshchestvennogo zdorov’ya i zdravookhraneniya Dal’nego Vostoka Rossii. [Bulletin of public health and healthcare of the Russian Far East], 2021, No. 2. Available at: http:// www.fesmu.ru/voz/20212/2021203.aspx/ (Accessed 04.09.2023). (In Russ.). DOI: 10.35177/2226-2342-2021-2-3

2. Tarychev V. V. Analiz pis’mennykh obrashchenii grazhdan kak instrument opredeleniya udovletvorennosti patsientov kachestvom okazaniya skoroi meditsinskoi pomoshchi [Analysis of written requests from citizens as a tool for determining patient satisfaction with the quality of emergency medical care]. Meditsina i zdravookhranenie : materialy I Mezhdunar. nauch. konf. (Chita, noyabr’ 2012 g.) [Medicine and healthcare: materials of the I International. scientific conf . (Chita, November 2012)]. Chita: Young Scientist Publishing House, 2012, pp. 92-98. Available at: https://moluch.ru/conf/ med/archive/62/2840/ (Accessed: 11.01.2023). (In Russ.). EDN: VMQRDZ

3. Karpenko E. V., Poddubnyi I. I. Analiz obrashchenii grazhdan kak instrument v otsenke dostupnosti i kachestva okazaniya meditsinskoi pomoshchi (na primere Bryanskoi oblasti [Analysis of citizens’ appeals as a tool in assessing the availability and quality of medical care (using the example of the Bryansk region)]. Regional’naya Rossiya: istoriya i sovremennost’ : materialy Vserossiiskoi (natsional’noi) nauchno-prakticheskoi konferentsii (Komsomol’sk-na-Amure, 19 dekabrya 2018g.) [Regional Russia: history and modernity: materials of the All-Russian (national) scientific and practical conference (Komsomolsk-on-Amur, December 19, 2018)]. Komsomolsk-on-Amur, 2018, pp. 200-205. (In Russ.). EDN: YZQZKH

4. Minzdrav ob”yasnil prichiny zhalob na skoruyu pomoshch’ [The Ministry of Health explained the reasons for complaints about ambulance]. Available at: https://vademec.ru/news/2016/04/01/minzdrav_obyasnil_prichiny_zhalob_ na_skoruyu_pomoshch/ (Accessed: 11.02.2023). (In Russ.).

5. O programme gosudarstvennykh garantii besplatnogo okazaniya grazhdanam meditsinskoi pomoshchi na 2023 god i na planovyi period 2024 i 2025 godov [On the Program of State Guarantees of Free Provision of Medical Care to Citize ns for 2022 and for the Planning Period of 2024 and 2025]. Postanovlenie Pravitel’stva Rossiiskoi Federatsii ot 29 dekabrya 2022g.No.24971[Decree of the Government of the Russian Federation of December 29, 2022 No. 2497]. Available1at:htt p://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202212310044 (Accessed 07.10.2023). (In Russ.).

6. O territorial’noi programme gosudarstvennykh garantii besplatnogo okazaniya grazhdanam meditsinskoi pomoshchi v Krasnodarskom krae na 2023 god i na planovyi period 2024 i 2025 godov / Zakon Krasnodarskogo kraya ot 23.12.2022 goda No. 4805-KZ [On the territorial program of state guarantees of free medical care to citizens in the Krasnodar Territory for 2023 and for the planning period of 2024 and 2025 / Law of the Krasnodar Territory of December 23, 2022 No. 4805-KZ]. Available at: http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/2300202212290023/ (Accessed 01.10.2023). (In Russ.).

7. Kolesnikov A.V., Breusov A.V., Shichanin V.V., Breusov R.A. Udovletvorennost’ naseleniya regiona kachestvom raboty sluzhby skoroi meditsinskoi pomoshchi [Satisfaction of the region’s population with the quality of the emergency medical service]. Vestnik RUDN. Seriya: Meditsina [Bulletin of RUDN University. Series: Medicine], 2017, Vol. 21, No. 1, pp. 109-116. (In Russ.). DOI: 10.22363/2313-0245-2017-21-1-109-116

Анализ письменных обращений граждан является одним из важнейших методов оценки качества оказания медицинской помощи [1]. По данным различных исследований от 30 до 60 % пациентов не удовлетворены качеством оказания различных видов медицинской помощи, при этом всего 3–12 % обращаются с жалобами по этому поводу [2].

Изучить распространенность случаев и возможных причин недовольства пациентов работой выездных бригад станции скорой медицинской помощи г. Анапы (далее ССМП).

Проведен ретроспективный анализ карт вызовов больных, обратившихся с жалобами на ССМП г. Анапы в течение 2017–2022 гг. Анализ проводили с помощью программных комплексов «АРМ диспетчера-отправителя» v. 37.84 и «АРМ статистики» v. 36.1.23, путем изучения карт вызовов, объяснительных сотрудников станции, ответов администрации ССМП на жалобы.

Неоправданные ожидания пациента относительно доступности и качества медицинской помощи являются причинами обращений граждан в различные инстанции [3, 4]. За указанный период поступило 602 жалобы. Практически все обращения поступили через электронные приемные на порталах государственных и муниципальных услуг. Значительный рост количества жалоб приходится на курортный сезон, что связано с большим притоком отдыхающих на обслуживаемую территорию (рис. 1, табл. 1).

Полученные данные показали, что подавляющее количество жалоб, особенно в летний период, связано с длительным ожиданием бригады СМП – 68,4 %. С качеством оказания медицинских услуг связано 2,3 % жалоб, нарушением этики и деонтологии – 1,5 %. По другим причинам – неправильное, по мнению больных, оказание помощи, отказ в госпитализации и в сопровождении на госпитализацию, несогласие на передачу вызова в неотложку, отказ снимать обувь, надевать бахилы, несогласие с диагнозом, требование назначить плановое лечение и пр. – 27,7 %.

Обоснованными признаны 45,2 % от общего количества жалоб – оказание помощи, нарушение этики и деонтологии, ожидание бригады СМП более 20 мин. на экстренные вызова 1–2-й категории, длительное ожидание в обслуживании вызова более 2-х часов, причем все последние отнесены к категории неотложных вызовов.

Для Цитирования:
Епифанов Вячеслав Георгиевич, Анализ жалоб населения города Анапы на работу выездных бригад скорой медицинской помощи. Врач скорой помощи. 2025;6.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: