Производственная деятельность крупных промышленных компаний связана с наличием широкого спектра рисков, носящих политический, финансовый, технологический, технический, юридический, социальный, репутационный характер. Наличие и возможность реализации перечисленных угроз не должны заметно влиять на устойчивое функционирование компании. Поэтому международная практика управления крупными промышленными компаниями демонстрирует у многих из них наличие системы управления рисками [4].
Анализ опыта в области формирования систем управления рисками выполнен на основе трех составляющих: изучение развития нормативной базы по риск-менеджменту, рассмотрение совершенствования академической базы в управлении рисками и разбор опыта зарубежных и отечественных предприятий в части формирования системы риск-менеджмента.
Мировая практика демонстрирует в последнее десятилетие активное развитие процессов стандартизации в области управления рисками как на национальном, так и на международном уровне [10]. Подтверждением тому являются национальные стандарты Австралии и Новой Зеландии, Великобритании, Канады и многих других стран, а также стандарт Федерации европейских ассоциаций риск-менеджеров (FERMA), стандарт, разработанный Комитетом спонсорских организаций Комиссии Тредвея (COSO, США), и, наконец, группа международных стандартов по управлению рисками ISO 310004. Данные документы являются общими методическими руководствами для применения всеми организациями независимо от специфики работы и рисковых ситуаций.
Кроме того, в настоящее время разработано множество специфичных стандартов для применения в определенных сферах деятельности, видах бизнеса или ситуациях, затрагивающих вопросы риск-менеджмента. К таким стандартам относятся широко известные Базель I (1988), Базель II (2004) и Базель III (2011), регулирующие деятельность финансовых институтов, в том числе и в части управления рисками [15], а также Европейская директива Солвенси II, которая была выработана в 2010 году для страхового сектора [3].