По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 579.26: 574.2 DOI:10.33920/med-08-2503-04

Анализ запыленности и микробного загрязнения воздуха учебных корпусов Воронежского госуниверситета

Иванова Екатерина Юрьевна канд. биол. наук, доцент кафедры геоэкологии и мониторинга окружающей среды факультета географии, геоэкологии и туризма, ФГБОУВО «Воронежский государственный университет», 394018, г. Воронеж, Университетская пл., 1, е-mail: ivanova.vsu@gmail.com, https://orcid.org/0000-0003-4078-9512
Брюханова Елизавета Андреевна магистр 1 курса факультета географии, геоэкологии и туризма, ФГБОУ ВО «Воронежский государственный университет», 394018, г. Воронеж, Университетская пл., 1, е-mail: lizard.vrn@gmail.com, https://orcid.org/0000-0001-7265-2954

Качеству воздушной среды учебных классов и аудиторий посвящено много научных публикаций. В то же время, перерывы между занятиями школьники и студенты, как правило, проводят в помещениях, отведенных под рекреацию (вестибюли, коридоры и др.), оценке состояния воздушной среды в которых уделяется недостаточно внимания. Цель исследования – оценить степень запыленности и микробного загрязнения воздуха в рекреационных помещениях учебных корпусов Воронежского госуниверситета. Проведено бактериологическое исследование воздуха рекреационных помещений трех факультетов, и оценено количество пыли в воздухе. Установлено, что превышение нормативного значения по количеству микроорганизмов в кубическом метре воздуха в 13 из 24 отобранных пробах – 54,2 %. При этом, на факультете географии, геэкологии и туризма частота выявления превышения норматива составила 50,0 %, экономическом факультете – 100 %, факультет журналистики – 12,5 %. По содержанию пыли наибольшее ее количество выявлено в воздухе помещений факультета географии, геоэкологии и туризма, наименьшее – факультета журналистики. Сопоставление полученных результатов с качеством проводимой уборки и вентиляции помещений показало, что для снижения бактериальной загрязненности ведущим фактором является достаточный воздухообмен. Для профилактики пылевого загрязнения воздушной среды требуется регулярное проведение влажной уборки помещений.

Литература:

1. Зарицкая Е. В., Сладкова Ю. Н., Смирнов В. В. Воздух помещений: актуальные проблемы, влияние на здоровье, меры профилактики. Санитарный врач. 2018; 4: 49–54.

2. Пронина Т. Н., Ганькин А. Н., Бобок Н. В., Карпович Н. В. Лабораторно-аналитический мониторинг показателей качества воздуха внутри и вне школьных помещений. Санитарный врач. 2014; 5: 43–49.

3. Соломай Т. В. Роль организации воздухообмена, очистки и дезинфекции воздуха в лечебно-профилактических организациях в профилактике распространения инфекций с аэрогенным механизмом передачи. Санитарный врач. 2016;2: 25–29.

4. Айзятова М. В., Александрова И. Э. Оптимизация параметров воздуха в классах образовательных организаций при использовании интерактивных панелей. Санитарный врач. 2024; 6: 444–451. doi: 10.33920/med-08-2406-05

5. Бурак В. Е. Аэроионный состав воздуха: особенности контроля и оценки. Санитарный врач. 2020; 1: 25–31. doi: 10.33920/med-08-2001-03

6. Давлетова Н. Х., Тафеева Е. А. Анализ изменения концентрации диоксида углерода в воздухе учебных помещений спортивного вуза. Здоровье населения и среда обитания — ЗНиСО. 2021; 2 (335): 22–27. doi: 10.35627/2219–5238/2021-335-2-22-27

7. Иванова Е. Ю., Брюханова Е. А. Оценка микробного загрязнения поверхностей и рук студентов факультета географии, геоэкологии туризма. Региональные эколого-географические и туристско-рекреационные исследования: сборник научных статей. — Воронеж: Издательский дом ВГУ. 2024; 2: 186–193.

8. Ревич, Б. А. Загрязнение окружающей среды и здоровье населения. Введение в экологическую эпидемиологию / Б. А. Ревич. — М.: Изд-во МНЭПУ, 2001. — 264 с.

9. Гречанинова Т. А., Григорьева Н. С., Косякова К. Г., Пунченко О. Е. Теория и практика исследования микробиоты воздуха замкнутых помещений. Профилактическая и клиническая медицина. 2016; 3 (60): 18–24.

10. Соломай Т. В., Семененко Т. А., Тутельян А. В., Боброва М. В. Эпидемиологические особенности инфекции, вызванной вирусом Эпштейна-Барр. Журнал микробиологии, эпидемиологии и иммунобиологии. 2021; 98 (6): 685–696. doi: 10.36233/0372-9311-139

11. Крамаренко П. Т., Грималовская И. П., Севоян Т. Р. Особенности поддержания требуемых параметров воздушной среды, характерные для чистых помещений. Приволжский научный журнал. 2019; 2 (50): 76–80.

1. Zaritskaya E. V., Sladkova Yu. N., Smirnov V. V. Indoor air: current problems, impact on health, preventive measures. Sanitarnyj vrach (Sanitary doctor). 2018; 4: 49–54.

2. Pronina T. N., Gankin A. N., Bobok N. V., Karpovich N. V. Laboratory and analytical monitoring of air quality indicators inside and outside school premises. Sanitarnyj vrach (Sanitary doctor). 2014; 5: 43–49.

3. Solomay T. V. The role of the organization of air exchange, purification and disinfection of air in medical and preventive organizations in the prevention of the spread of infections with an aerogenic transmission mechanism. Sanitarnyj vrach (Sanitary doctor). 2016;2: 25–29.

4. Aizyatova M. V., Alexandrova I. E. Optimization of air parameters in classrooms of educational organizations using interactive panels. Sanitarnyj vrach (Sanitary doctor). 2024; 6: 444–451. doi: 10.33920/med-08-2406-05

5. Burak V. E. Aeroionic composition of air: features of control and evaluation. Sanitarnyj vrach (Sanitary doctor). 2020; 1: 25–31. doi: 10.33920/med-08-2001-03

6. Davletova N. H., Tafeeva E. A. Analysis of changes in the concentration of carbon dioxide in the air of the educational premises of a sports university. Zdorov’e naselenija i sreda obitanija — ZNiSO (Public health and habitat — ZniSO). 2021; 2 (335): 22–27. doi: 10.35627/2219–5238/2021-335-2-22-27

7. Ivanova E. Yu., Bryukhanova E. A. Assessment of microbial contamination of surfaces and hands of students of the Faculty of Geography, Geoecology of Tourism. Regional ecological-geographical and tourist-recreational research: a collection of scientific articles. Voronezh: Izdatel’skij dom VGU. 2024; 2: 186–193.

8. Revich, B. A. Environmental pollution and public health. Introduction to environmental epidemiology / B. A. Revich. — M.: Izd-vo MNJePU, 2001. — 264 p.

9. Grechaninova T. A., Grigorieva N. S., Kosyakova K. G., Punchenko O. E. Theory and practice of microbiota research in indoor air. Profilakticheskaja i klinicheskaja medicina (Preventive and clinical medicine). 2016; 3 (60): 18–24.

10. Solomay T. V., Semenenko T. A., Tutelyan A. V., Bobrova M. V. Epidemiological features of Epstein-Barr virus infection. Zhurnal mikrobiologii, jepidemiologii i immunobiologii (Journal of Microbiology, Epidemiology and Immunobiology). 2021; 98 (6): 685–696. doi: 10.36233/0372-9311-139

11. Kramarenko P. T., Grimalovskaya I. P., Sevoyan T. R. Features of maintaining the required parameters of the air environment, typical for clean rooms. Privolzhskij nauchnyj zhurnal (Volga Scientific Journal). 2019; 2 (50): 76–80.

Современный человек проводит в зданиях от 52 до 85 % суточного времени, поэтому внутренняя среда помещений оказывает значительное влияние на его здоровье. В зависимости от образа жизни и условий трудовой деятельности человека воздух помещений, в которых он находится, может быть источником вредных химических и биологических факторов [1–3].

Особое внимание при оценке качества воздуха следует уделять помещениям учебных заведений, в которых студенты проводят от 4 до 12 часов в день. Качеству воздушной среды учебных классов и аудиторий посвящено много научных публикаций [4, 5].

В то же время, перерывы между занятиями школьники и студенты, как правило, проводят в помещениях, отведенных под рекреацию (вестибюли, коридоры и др.), оценке состояния воздушной среды в которых уделяется недостаточно внимания. При этом, в помещениях, где много людей и отсутствуют условия для воздухообмена, воздух характеризуется высокой запыленностью и бактериальной загрязненностью [6, 7]. Воздух в помещениях может быть фактором передачи возбудителей многих аэрогенных инфекций, таких как грипп, ОРВИ, герпес, дифтерия, коклюш, туберкулез и др. [9, 10].

Цель исследования — оценить степень запыленности и микробного загрязнения воздуха в рекреационных помещениях учебных корпусов Воронежского госуниверситета.

Проводили исследование воздуха рекреационных помещений учебных корпусов Воронежского госуниверситета. Для отбора проб использовали методы седиментации и аспирации с помощью мобильного аспиратора ПА-300М-2.

Отбор проб проводили в восьми точках на разных этажах на факультетах географии, геоэкологии и туризма; экономики; журналистики (табл. 1).

Для определения микробного загрязнения оценивали общее количество микроорганизмов в одном кубическом метре воздуха (микробное число), для чего использовали чашки Петри с питательной средой, на которые методом седиментации происходило осаждение микроорганизмов из воздуха помещения. Расчет количества бактерий на 1 м3 воздуха производился исходя из предположения, что на чашку Петри площадью 100 см2 за 5 минут в среднем оседает количество микроорганизмов, которое содержится в 10 л воздуха.

Для Цитирования:
Иванова Екатерина Юрьевна, Брюханова Елизавета Андреевна, Анализ запыленности и микробного загрязнения воздуха учебных корпусов Воронежского госуниверситета. Санитарный врач. 2025;4.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: