Глобализация и быстрое распространение информационных технологий модифицируют экономику отдельных государств и мира в целом.
При этом основной потенциал развития несут в себе инновационно управляемые отрасли, в которых разработка и внедрение новшеств, а также быстрая адаптивность к рынку являются новыми источниками конкурентных преимуществ.
В данных условиях происходят коренные преобразования в критериях оценки эффективности управления, среди которых можно назвать следующие измерители состояния ресурсов [1]:
- интеллектуальный капитал;
- инвестиционная активность;
- удовлетворение ожиданий и запросов клиентов;
- полнота и комплексность использования информационных и телекоммуникационных технологий;
- влияние эффективных коммуникаций;
- развитие человеческих ресурсов;
- возможности гибкой адаптации к стремительно меняющейся среде.
Таким образом, современные хозяйственные системы все более трансформируются в экономику знаний, в общество, основанное на информации, – информационное общество [2]. Исследуя научные труды в области перехода к информационному обществу, сформулируем основные предпосылки, требующие пересмотра методов и механизмов управления и развития персонала современных предпринимательских структур [3]:
1. Ключевые трансформации во внешней среде деятельности организаций.
2. Ключевые трансформации во внутренней среде функционирования организаций, усложнение бизнес-процессов производства и труда на базе внедряемых техники и технологий.
О том, какие изменения произошли в управлении под влиянием разработки и использования новых технологий, свидетельствуют данные табл. 1.
Исходя из этого, мы можем увидеть переход к новому типу управления (табл. 2), где на принципиально новой основе меняется отношение к человеческому фактору в системе генерации знаний и использовании людей в информационной эре [5].
Все большее признание и распространение получает подход к управлению организацией с позиции оптимизации человеческого капитала, главным постулатом которого становится наиболее полное использование знаний и связанных с этим возможностей и мотивации [6]. При этом следует активно осуществлять инвестиции в «раскрытие возможностей», т. е. создание условий к адаптации к внешней среде, внедрения инноваций и наиболее полного использования способностей работников (рис. 1).