По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 378

Анализ возможности внедрения методологии Lean в управление образовательными процессами

М.М. Степанова
А.Р. Денисов
Ключевые слова: методология Lean, управление образовательной деятельностью вуза, эффективность бизнес-процессов организации

Статья посвящена проблеме применения методологии Lean в управлении образовательными системами. Приводятся результаты исследований, позволяющие сделать важные выводы и сформулировать управленческие решения по улучшению образовательной деятельности вуза.

Литература:

1. Александрова С.А., Лихтер А.М., Меркулов Д.И., Меркулова А.М. Модернизация системы управления образовательным учреждением на основе принципов «бережливого производства» // Вестник АГТУ. Сер.: Экономика. — 2013. — № 1.

2. Денисов А.Р. Сравнение методов кластерного анализа // Информационные технологии. — 2007. — № 3. — С. 7–9.

3. Жабреев В.С., Давыдова Н.Д., Будённый С.П. Проблемы и средства повышения квалификации кадров в области менеджмента // Научнотеоретический журнал. — 2012. — Вып. 2 (11). — С. 41–51.

4. Balzer W.K. Lean higher education: Increasing the value and performance of university processes. — New York: Productivity, 2010.

5. Francis D.E. Lean and the learning organization in higher education // Canadian Journal of Educational Administration and Policy, Issue 157, April 28, 2014.

6. Langer T. The application of Lean thinking for improving processes in higher education institutions: Evidence from three UK case studies. Queen’s University, Belfast, 2011.

Управление образовательной деятельностью вуза и его подразделений представляет собой сложную многокомпонентную систему, что обусловлено необходимостью учёта разнообразных факторов и условий. При этом эффективность данного процесса напрямую определяется используемой методологической базой, в качестве которой обычно называется TQM (Total Quality Management). Однако применение данного подхода предполагает широкое использование статистических методов анализа отклонений, что невозможно в полной мере реализовать при управлении образовательными процессами, характеризуемыми низкой степенью формализации. Поэтому задача рационального выбора методологической базы для создания системы управления в вузе является актуальной.

...основным путём повышения эффективности бизнес-процессов организации, согласно Lean, является минимизация любой деятельности, которая потребляет ресурсы, но при этом не добавляет ценности конечному продукту с точки зрения потребителя...

Другой не менее известной методологией совершенствования управления процессами является Lean, которая эффективно применяется в производстве. Имеется ряд публикаций, описывающих успешный опыт внедрения данной методологии в сфере высшего образования в Европе и США [4–6]. Интерес к данной методологии связан с тем, что она требует меньшей формализации бизнес-процессов и тем самым больше подходит для управления образовательными организациями, чем TQM. Однако в российском высшем образовании эта методология практически не применяется. Существует лишь несколько исследований, описывающих возможности использования методологии Lean для улучшения процессов в условиях российской высшей школы [1; 3], но необходимо признать, что все они носят исключительно теоретический характер. Основной причиной этого, на наш взгляд, является радикальность требований к образовательным процессам и соответствующему им делопроизводству, диктуемых Министерством образования и науки РФ.

из досье

доцент кафедры лингвистики и межкультурной коммуникации СанктПетербургского политехнического университета Петра Великого, E-mail: info@terralinguistica.ru, Юридический адрес: г. Санкт-Петербург, Политехническая улица, д. 29

Для Цитирования:
М.М. Степанова, А.Р. Денисов, Анализ возможности внедрения методологии Lean в управление образовательными процессами. Ректор ВУЗа. 2016;8.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: