Система охлаждения двигателя внутреннего сгорания служит для поддержания рабочей температуры двигателя. Рабочая температура двигателя в значительной степени влияет на экономичность и надежность двигателя. Установлено, что оптимальной рабочей температурой двигателя является температура 75–105 °С, для поддержания которой служат термостат, радиатор и вентилятор.
В современном автотракторостроении для системы охлаждения в основном используют две конструкции радиаторов — металлические и комбинированные. В металлических радиаторах бачки изготовляют из стали, а сердцевину — из сплавов меди или алюминия, обладающих повышенной теплопроводностью. Бачки и сердцевину радиатора соединяют пайкой [1].
В комбинированных радиаторах бачки пластмассовые, их соединяют с сердцевиной опрессовкой через уплотнительную резиновую прокладку.
Сердцевина состоит из множества трубок круглого или овального сечения, которые могут располагаться в шахматном или последовательном порядке. Для увеличения теплоотдачи и жесткости сердцевины радиатора к трубкам припаивают или приваривают тонкие пластины (трубчато-пластинчатые) или ленту в виде гармошки (трубчато-ленточные).
Бачки в различных конструкциях радиаторов расположены или по бокам (рис. 1) или сверху и снизу (рис. 2).
Современные способы восстановления радиаторов системы охлаждения постоянно изменяются в зависимости от изменения конструкций радиаторов.
Дефекты радиаторов: вмятины бачков, трещины в бачках, механические повреждения сердцевин, внутреннее засорение, наружное засорение сердцевин, трещины и обрывы опорных пластин, деформация опорных пластин, течь в трубках.
Анализ дефектов радиаторов показал, что основной причиной его неработоспособного состояния являются проблемы с сердцевиной.
Конструкция радиаторов постоянно меняется, поэтому изменяются и способы их ремонта.
Широкое применение находят способы, основанные на использовании современных способов пайки. Пайкой называется образование соединения с межатомными связями путем нагрева соединяемых материалов ниже температуры их плавления, смачивания их припоем, затекания припоя в зазор и последующей его кристаллизации (ГОСТ 17325–79).