Виртуальная реальность — это технология, дающая возможность имитации присутствия себя в виртуальном мире, с которым можно взаимодействовать и влиять на объекты, как и в реальности. Ощущения, полученные в виртуальном мире, передаются с помощью специальных датчиков устройства непосредственно на рецепторы человеческого организма. Такая альтернативная реальность создает убедительный комплекс ощущений в настоящем времени через зрение, слух и осязание. Симуляция реальности имеет неограниченные возможности и постоянно развивается. Первым и основным толчком развития VR в России стало новаторство в области компьютерных игр в постсоветское время. В дальнейшем симуляцию реальности стали использовать не только в развлекательных целях, но и в образовании, реабилитации, туризме. Причина активного развития данной области кроется в более выгодных вложениях средств: с помощью технологий можно спроектировать разнообразные локации вплоть до фантастических сюжетов, в реальности же это невозможно. Также необходимо заметить, что на онлайн-платформе может одновременно располагаться неограниченное количество участников, что является очевидным преимуществом перед офлайновыми пространствами.
Впервые определение виртуальной реальности дал американский ученый-исследователь в области информатики и физики Джарон Ланье в 1987 году. В своих научных трудах он описал VR-сферу как «сумму человеческого и компьютерного восприятия» [1]. Виртуальная реальность как технология или концепция сама по себе не имеет четкого определения в законе РФ, однако законодательство содержит нормы, в которых упоминается использование VR-технологий для инвалидов-туристов. Согласно Федеральному закону от 23.02.2013 № 15-Ф3 «Об охране здоровья граждан от окружающего табачного дыма и последствий потребления табака», инвалидам-туристам гарантируются доступность окружения, устройства, а также условия, допускающие к использованию virtusphere для расширения возможностей туризма: посещение виртуальных экскурсий по музеям, заповедникам и другим культурным достопримечательностям, к которым туристу-инвалиду не представляется возможным добраться физически [2]. VR-сфера — важная часть экономики Российской Федерации. Адаптивная реальность оказывает большое влияние на такие отрасли и сферы, как образование, развлечения, промышленность, туризм и медицина (последние две более всего актуальны в рамках этой работы).