По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 331

Анализ вовлеченности работников организаций Амурской области в непрерывное образование в условиях развития цифровой экономики

Бальцежак М. С. старший преподаватель кафедры экономической безопасности и экспертизы, Амурский государственный университет, Благовещенск, Российская Федерация, E-mail: balmastan@mail.ru

Актуальность концепции образования на протяжении всей жизни предопределила существенный рост внимания исследователей к изучению показателей включенности работников в образование и стремления работодателей к его финансированию. Для установления того, какие тенденции в образовательной активности работников организаций являются универсальными, а какие свойственны региональным компаниям, использованы и проанализированы данные Росстата о дополнительном профессиональном образовании работников в организациях. По результатам проведенного исследования выявлен рост спроса на обучение и получение образования со стороны работников и организаций региона в течение последних нескольких лет. Определены особенности в показателях вовлеченности работников организаций Амурской области в обучение.

Литература:

1. Коршунов, И. А., Гапонова, О. С., Гапонова, Н. С. Обучение и образование взрослых в контексте экономического развития регионов // Экономика региона. — 2019. — Т. 15.— Вып. 1. — С. 107–120.

2. Карпова, Т. П., Туженкова, А. А. Инвестиции в человеческий капитал организации как фактор ее развития // Вестник Самарского муниципального института управления.— 2020. — № 4. — С. 65–70.

3. Рощин, С. Ю., Травкин, П. В. Дополнительное профессиональное обучение на российских предприятиях // Журнал Новой экономической ассоциации. 2015. — № 2. — С.150–171.

4. Карпенко, Е. З. Непрерывное образование как потребность в цифровой экономике// РППЭ. — 2018. — № 11 (97) [Электронный ресурс]. —URL: https://cyberleninka.ru/article/n/nepreryvnoe-obrazovanie-kak-potrebnost-v-tsifrovoy-ekonomike.

5. Мальцева, В. А. Концепция skill mismatch и проблема оценки несоответствия когнитивных навыков в межстрановых исследованиях // Вопросы образования. — 2019. — №3. — С. 43–76. DOI: 10.17323/1814-9545-2019-3-43-76.

6. Каравай, А. В. Включенность работающих россиян в получение дополнительного профессионального образования // Вопросы образования. — 2016. — № 4. — С. 123–143.

7. Коршунов, И. А., Ширкова, Н. Н., Сжёнов, Е. С. Непрерывное образование работников в Российской Федерации и регионах / Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», Институт образования. — М.: НИУ ВШЭ, 2020.— 36 с. [Электронный ресурс]. — URL: https://ioe.hse.ru/mirror/pubs/share/395142500.pdf.

1. Korshunov, I. A., Gaponova, O. S., Gaponova, N. S. Obuchenie i obrazovanie vzroslyh v kontekste ekonomicheskogo razvitiya regionov [Obuchenie i obrazovanie vzroslyh v kontekste ekonomicheskogo razvitiya regionov]. Regional Economy, 2019, vol. 15, no. 1, pp. 107–120 (in Russian).

2. Karpova, T. P., Tuzhenkova, A. A. Investicii v chelovecheskij kapital organizacii kak faktor ee razvitiy [Investment in human capital as a factor in the development of the organization]. Bulletin of the Samara Municipal Institute of Management, 2020, no. 4, pp. 65–70 (in Russian).

3. Roshchin, S. Yu., Travkin, P. V. Dopolnitel’noe professional’noe obuchenie na rossijskih predpriyatiyah [Additional Professional Training in Russian Enterprises]. Journal of the New Economic Association. 2015, no. 2, pp. 150–171 (in Russian).

4. Karpenko, E. Z. Nepreryvnoe obrazovanie kak potrebnost’ v cifrovoj ekonomike Continuous education as a need in digital economy. RPPE. 2018. no. 11 (97). Available at: https://cyberleninka.ru/article/n/nepreryvnoe-obrazovanie-kak-potrebnost-v-tsifrovoy-ekonomike.

5. Maltseva, V. A. (2019). Kontseptsiya skill mismatch i problema otsenki nesootvetstviya kognitivnyh navykov v mezhstranovyh issledovaniyakh [The concept of skills mismatch and the problem of measuring cognitive skills mismatch in cross-national studies]. Voprosy obrazovania. Educational Studies Moscow. (3). 43–76 (in Russian). DOI: 10.17323/1814-95452019-3-43-76 .

6. Karavay, A. V. Vklyuchennost rabotayushchikh rossiyan v polucheniye dopolnitelnogo professionalnogo obrazovaniya [The involvement of working Russians in obtaining additional professional education]. Voprosy obrazovaniya. 2016, no. 4, pp.123–143.

7. Korshunov, I. A., Shirkova, N. N., Szhenov, E. S. Continuous Education of Employees in the Russian Federation and Regions. I. A. Korshunov, N. N. Shirkova, E. S. Szhonov. National Research University "Higher School of Economics", Institute of Education. MOSCOW: HIGHER SCHOOL OF ECONOMICS, 2020, 36 p. Available at: https://ioe.hse.ru/mirror/pubs/share/395142500.pdf.

Значимость влияния навыков и квалификации работников на эффективность бизнеса является общепризнанным фактом. Многие зарубежные исследователи ссылаются на тот факт, что несоответствие навыков имеет обратную связь с производительностью, инновациями и даже устойчивым развитием. Экономическую значимость повышения образовательного уровня взрослого занятого населения на протяжении их профессиональной деятельности в контексте экономического развития региона подтверждают Коршунов И.А., Гапонова О. С., Гапонова Н.С. [1], о влиянии инвестиций в человеческий капитал работников на развитие организаций пишут Карпова Т. П., Туженкова А. А. [2], в контексте инновационного развития — Рощин С.Ю., Травкин П. В. [3]. Карпенко Е. З. фокусирует внимание на значимости непрерывного образования в условиях развития цифровой экономики [4].

Тем не менее проблематика несоответствия профессиональной подготовки специалистов запросам предприятий остается одной из наиболее часто обсуждаемой в научной литературе, посвященной вопросам взаимодействия рынка труда и рынка образовательных услуг.

Согласно многострановому анализу, в среднем общее несоответствие навыков по ОЭСР составляет 35,7%1. Любая вариативность проявления несоответствия имеющихся у работников навыков для достижения задач организаций носит единое название Skill mismatch [5] и представляет интерес, не только для работодателей, но и для представителей сферы образования.

Со стороны системы высшего образования эксперты сходятся во мнении, что основная задача системы высшего образования заключается не в формировании специфических навыков, необходимых конкретному работодателю, а в готовности специалистов к обучению в соответствии с меняющимися производственными и экономическими условиями. Объяснением этому выступает стремительное развитие цифровых технологий, которое формирует новые требования к компетенциям работников. В сложившихся условиях специалисты широкого профиля, способные к обучению в течение всей своей профессиональной жизни, становятся наиболее адаптивными на рынке труда.

Для Цитирования:
Бальцежак М. С., Анализ вовлеченности работников организаций Амурской области в непрерывное образование в условиях развития цифровой экономики. Валютное регулирование. Валютный контроль. 2022;10.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: