Лесная промышленность Российской Федерации обладает мощным ресурсным потенциалом. По запасам древесины Россия занимает первое место в мире. На ее долю приходится 22 % мировых запасов древесины, в том числе около 50 % наиболее ценных хвойных пород.
Запасы лесных ресурсов Российской Федерации позволяют не только обеспечить текущие и перспективные внутренние потребности страны в древесине и продуктах ее переработки, но и значительно расширить экспорт лесных товаров. Вывоз древесины — пятая по доходу статья российского экспорта после газа, нефти, черных и цветных металлов [8].
В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 13.09.2012 № 923 лесоматериалы включены в перечень стратегически важных товаров и ресурсов Российской Федерации [1].
Ввиду стратегической важности леса, его экономического и ресурсного потенциала предпринимательская деятельность в сфере экспорта лесоматериалов находится в зоне пристального внимания законодателя: за последние несколько лет принято большое количество нормативно-правовых актов, регулирующих предпринимательство в сфере экспорта леса [4].
Как справедливо отмечают В. Е. Ковалев и Д. А. Яковенко, особую роль в рассматриваемой сфере играет таможенное регулирование как на национальном, так и на наднациональном уровне [5].
Стоит отметить, что научное сообщество на сегодняшний день активно ведет дискуссию о новациях российского законодательства, связанного с ограничительными и запрещающими мерами, направленными на регулирование объемов импорта и экспорта лесоматериалов из Российской Федерации. Так, коллектив белгородских авторов, анализируя тенденции развития товарных позиций лесоматериалов, указывает на востребованность российских лесоматериалов на мировом рынке [6]. Вместе с тем авторы отмечают наличие проблемных моментов, выявляемых в первую очередь таможенными органами, которые иллюстрируют имеющиеся пробелы в российском законодательстве.
С позиции оценки результатов законодательных новаций представляется важным расставить акценты на направленности внешнеторговой деятельности России в указанном выше секторе. В частности, необходимо фиксировать важнейшие векторы межрегионального и межгосударственного взаимодействия России по вопросам импорта и экспорта лесоматериалов [7].