По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 656.13.08

Анализ влияния субъективных факторов на безопасность эксплуатации автомобильных транспортных средств

В. А. Грушников канд. техн. наук, старший научный сотрудник ВИНИТИ РАН
Ключевые слова: колесные транспортные средства, техническое оснащение, безопасность дорожного движения, субъективные факторы безопасности дорожного движения

Проблема безопасной эксплуатации колесных транспортных средств разных типоразмеров определяется как уровнем их отслеживаемого и прогнозируемого в реальном времени технического оснащения, так и квалификацией и зачастую трудно предсказуемым поведением водителей.

Литература:

1. Penmetsa P., Pulugurtha S.S. Risk Drivers Pose to Themselves and Other Drivers by Violating Traffic Rules // Traffic Injury Prev. [Электронный ресурс]. — 2017. — 18, № 1. — C. 63–69.

2. Penmetsa P., Pulugurtha S.S. Methods to Rank Traffic Rule Volations Resulting in Chrasges for Allocation of Funds // Accid. Anal. And Prev. [Электронный ресурс]. — 2017. — 99. — C. 192–201.

3. Zhou W., Wang X., Zhang D. Truck Crash Severing in New York City. An Investigation of the Spatial and the Time of Day Effects // Accid. Anal. And Prev. [Электронный ресурс]. — 2017. — 99. — C. 249–261.

4. Clark T. Driving Change // Transp. Eng. — 2017, June. — C. 40–41.

5. Wickens C., Smart R., Vingilis E, Ialomiteanu A., Stoduto G, Mann R. Street racing among the Ontario adult population: Prevalence and association with collision risk // Accid. Anal. and Prev. [Электронный ресурс]. — 2017. — 103. — С. 85–91.

6. Dang Q., Ma M., Chen Y. A Traffic Sign Recognition Algorithm Based on the 2-Level Impored LeNet-5 // Shaanxi shifan daxue xuebao. Ziran kexue ban = J. Shaanxi Norm. Univ. Natur. Sci. Ed. — 2017. — 45, № 2. — C. 24–28.

7. Feng F., Bao S., Sayer J., Flannagan C., Manser M., Wunderlich R. Can vehicle longitudinal jerk be used to identify aggressive drivers? An examination using naturalistic driving data // Accid. Anal. and Prev. [Электронный ресурс]. — 2017. — 104. — С. 125–136.

8. Suhr K.A., Dula C.S. The Dangers of Rumination on the Road: Predictors of Risky Driving // Accid. Anal. And Prev. [Электронный ресурс]. — 2017. — 99. — C. 153–164.

9. Dorondgar S., Chuang H.M., Perry P.J., Thomas K., Bohnert K., Canedo J. Driving Performance Comparing Older Versus Younger Drivers // Traffi c Injury Prev. [Электронный ресурс]. — 2017. —

18. — № 1. — C. 41–46.

10. Predictors of Crash Risk in Australia, New Zeland and Colombia: Same Out Different? // Accid. Anal. And Prev. [Электронный ресурс]. — 2017. — 99. — C. 30–38.

11. Lombardi D.A., Horrey W.J., Courtney T.K. Age-Related Diff erences in Fatal Intersection Crashes in United States // Accid. Anal. And Prev. [Электронный ресурс]. — 2017. — 99. — C. 20–29.

12. Petermeijer S.M., Cieler S., de Winter J.C.F. Comparing Spatially Static and Dynamic Vibrotactile Tace-Over Reguests in the Driver Seat // Accid. Anal. And Prev. [Электронный ресурс]. — 2017. — 99. — C. 218–227.

Все более остро ощущающаяся, в особенности в густонаселенных мегаполисах всех стран мира, проблема безопасности дорожного движения с фатальными последствиями и тяжелыми травмами на автомобильных дорогах разных категорий наряду с уровнем технического оснащения в первую очередь определяется реализацией когнитивных способностей водителей колесных транспортных средств (КТС). Наиболее информативным, хотя и достаточно неоднозначным инструментом оценки их проявлений является показатель рисков нарушений правил дорожного движения с печальными последствиями в виде столкновений в дорожно-транспортных происшествиях (ДТП) с тяжелыми травмами и смертельными исходами. Улучшить ситуацию, по мнению сотрудников факультета гражданской и экологической инженерии Университета штата Северная Каролина США, можно [1] на основе количественной оценки риска, который водители КТС создают для себя и других водителей в транспортных потоках, нарушая правила дорожного движения.

Для наглядности возможностей реализации этого инновационного метода прогнозирования рисков ДТП проанализированы и проклассифицированы последствия столкновений на автомагистралях США в 2010–2013 годах. По этой статистической выборке разработана многофакторная логистическая регрессионная модель связи между различными нарушениями правил дорожного движения и степенью травмирования водителя-нарушителя и других в потоке КТС. Установлено, что превышение установленного ограничения скорости является наиболее частой причиной серьезным травм, даже по сравнению с проездом на запрещающий сигнал светофора самого нарушителя. А для водителей других автомобилей оно наиболее опасно. Управление КТС в состоянии алкогольного опьянения в два раза более вероятно приведет к тяжелой травме, чем вождение под воздействием наркотиков. Водители зачастую уверены, что их нарушения правил дорожного движения не приведут к столкновению и серьезной травме.

Однако результаты этого исследования свидетельствуют об ошибочности столь опрометчивого мнения и показывают, что большинство нарушений правил дорожного движения приводят к серьезным травмам нарушителя, а также других водителей КТС. Результаты этого исследования служат документально подтвержденными доказательствами необходимости информирования водителей о том, какой риск они представляют для себя и для других водителей, нарушая правила дорожного движения, и поощрения способов безопасного поведения на дорогах общего пользования. Они также помогают вносить изменения в политику штрафного наказания нарушителей правил дорожного движения.

Для Цитирования:
В. А. Грушников, Анализ влияния субъективных факторов на безопасность эксплуатации автомобильных транспортных средств. Автотранспорт: эксплуатация-обслуживание-ремонт. 2019;3.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: