В настоящее время под влиянием цифровизации мирового экономического пространства в отрасли снабжения активизировались процессы интеграции и глобализации, а именно укрупнение логистических цепей поставок, переход на единые международные стандарты качества продукции, учета, информации. При этом в условиях нестабильности рыночной экономики, внешней геополитической обстановки, демографической составляющей существенным остается риск непоставки сырья, материалов и оборудования, необходимого для бесперебойной работы топливно-энергетического комплекса РФ.
Цель исследования: анализ развития снабженческо-заготовительной деятельности предприятий топливно-энергетического комплекса Северо-Кавказского федерального округа.
Задачи исследования: анализ соотношения нефтегазовых доходов в бюджете Российской Федерации; проведение анализа влияния факторов макросреды на снабженческо-заготовительную деятельность предприятий газовой промышленности.
Объектом исследования явились предприятия нефтегазовой промышленности Северо-Кавказского федерального округа. Исследование проводилось на основе местных правил и бухгалтерской отчетности организаций нефтегазового сектора. Исследование проводилось с использованием традиционных методов экономического анализа: абстрактно-логического, монографического, сравнительного, вычислительного, конструктивного и др.
Деятельность топливно-энергетического комплекса РФ вносит значительный вклад в развитие внешнеторговых взаимоотношений РФ с другими странами, а также в развитие международных энергетических рынков, экспорт энергоресурсов обеспечивает значительную часть доходов государственного бюджета РФ (табл. 1, рисунок).
Из табл. 1 следует, что в период с 2013 по 2017 г. доходы федерального бюджета по отношению к ВВП сократились с 17,8 до 16,4% ВВП. Изменение нефтегазовых доходов в период с 2013 по 2017 г. соответствует траектории цен на углеводородное сырье. Падение цен на энергоносители отчасти компенсировано ослаблением рубля по отношению к доллару США. В 2018 г. доходы федерального бюджета возрастают до 18,7% и 18,3% в 2019 г. преимущественно за счет ненефтегазовых поступлений, это связано с отставанием темпов роста добычи полезных ископаемых от общего темпа роста экономики РФ. Средняя цена на газ с 2018 по 2020 г. сократилась на 51,7%, а именно с 245,3 долл. США за 1000 м3 в 2018 г. до 126,7 долл. США за 1000 м3 в 2020 г. В 2020 г. наблюдается снижение федеральных доходов на фоне падения цен на нефть, а также спада экономической активности и введения ограничительных мер, связанных с пандемией COVID-19.