Общемировая практика предусматривает уплату установленных государством налогов и сборов субъектами налогообложения, к которым относятся физические и юридические лица. В соответствии с Конституцией и Налоговым кодексом РФ указанная обязанность распространяется на всех физических лиц независимо от гражданства, места и законодательства создания организации [1]. При этом объем налогов может зависеть от резидентуры налогоплательщика, а законодательства большинства стран разрешают налогоплательщику использовать различные методы, позволяющие снижать размеры налогового бремени.
Еще в 1935 году судья Дж. Сандерленд выразил принципиальную позицию Верховного суда США, заявив, что право налогоплательщиков избегать налогов с использованием всех разрешенных законами средств никем не может быть оспорено [10].
создание графоаналитического метода, позволяющего оценивать различные варианты оптимизации налогообложения, находить варианты, приемлемые как государству, так и налогоплательщикам, оценивать влияние различных подходов в налогообложении на бизнес.
проведение теоретических исследований и построение совмещенных диаграмм для оценки и прогнозирования оптимальной доходной части бюджета с учетом интересов государства и налогоплательщиков.
Изучены научные труды в области оптимизации налогового бремени. В процессе исследования использованы экономико-математические и статистические методы, включая метод последовательных уступок, методы геометрического подобия, математического анализа, включая методы графического дифференцирования и интегрирования.
Одним из недостатков существующих методов оптимизации можно считать расплывчатость формулировок текущего налогового законодательства, которое не позволяет однозначно трактовать статьи, а также ошибки и пробелы, допускаемые при его составлении.
Также недостатком можно считать изменения налогового законодательства, призванные исправить появившиеся недочеты, которые запрещают введенные оптимизационные решения, что может привести к штрафам и/или большим затратам по обратным изменениям структуры налоговых платежей.