Государственное регулирование внешнеторговой деятельности представляет собой систему мер и инструментов государственного воздействия, направленную на развитие торговых отношений с другими странами, на стимулирование прогрессивных сдвигов в структуре экспорта и импорта, на организацию контроля за движением товарных потоков. Важной составной частью государственного регулирования внешнеторговой деятельности является валютное регулирование [7, 9].
Важнейшими направлениями валютного регулирования в России являются: определение порядка расчетов в валюте РФ; покупка иностранной валюты; ведение счетов резидентов и нерезидентов в банках России; установление порядка расчетов в иностранной валюте между резидентами и нерезидентами.
Главными направлениями валютного контроля в России являются: определение соотношения осуществляемых валютных операций по действующему законодательству и наличие для них лицензий и разрешений; проверка соблюдения резидентами обязательств перед государством, а также обязательств по реализации зарубежной валюты на внутреннем валютном рынке РФ; обследование обоснованности платежей в иностранной валюте; контроль над отчетностью по валютным операциям [3].
Валютный контроль в России осуществляется в рамках трехуровневой системы. Так, главным субъектом валютного контроля является правительство, второй уровень системы занимают органы валютного контроля — Центральный банк РФ, Федеральная налоговая служба и Федеральная таможенная служба. Они имеют право издавать акты, которые являются обязательными для исполнения всеми участниками валютных отношений.
Третий уровень представляют агенты валютного контроля: уполномоченные банки, подотчетные ЦБ РФ, государственная корпорация «Внешэкономбанк», профессиональные участники рынка ценных бумаг, таможенные и налоговые органы. Агенты имеют право контроля в пределах своей компетенции запрашивать информацию от резидентов и нерезидентов, документы, имеющие отношение к открытию и обслуживанию счетов по валютным операциям [1, 2].