По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 629.33

Анализ ущерба при перевозке опасных грузов автомобильным транспортом

С. А. Аникеев Центральный научно-исследовательский автомобильный и автомоторный институт (НАМИ), г. Москва, Российская Федерация
А. М. Петраков Центральный научно-исследовательский автомобильный и автомоторный институт (НАМИ), г. Москва, Российская Федерация
К. А. Кириллов канд. техн. наук, ПТИА-АВТО, г. Москва, Российская Федерация, E-mail: kirillov_kirill@inbox.ru

В статье собрана и проанализирована статистика дорожнотранспортных происшествий (ДТП) с колесными транспортными средствами, предназначенными для перевозки опасных грузов. Анализируется текущее и перспективное состояние в сфере оценки соответствия автоцистерн для перевозки опасных грузов. Разработаны предложения по снижению тяжести последствий подобных ДТП. Сформулированы рекомендации по направлениям развития для целей повышения безопасности дорожного движения.

Литература:

1. Статистические данные по перевозке грузов по видам транспорта России. URL: https://rosstat.gov.ru/statistics/transport (дата обращения: 21.02.2025)

2. Формирование требований для перевозки опасных грузов автотранспортом/Кириллов К.А.//Грузовик. 2024. № 5. С. 38–41. DOI: 10.36652/1684–1298–2024–538–41.— EDN LYEVMU. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=67217851 (дата обращения: 21.02.2025)

3. Становление гармонизированных требований для перевозки опасных грузов автомобильным транспортом/Кириллов К.А.//Грузовик. 2025. № 1. С. 37–42. DOI: 10.36652/1684–1298–2025–1-37–42.— EDN KEHRHE. URL: https://www.elibrary.ru/item. asp?id=79698541 (дата обращения: 21.02.2025)

4. Перевозки опасных грузов автомобильным транспортом/В.Н. Иванов, С. Е. Киселев, Н. Г. Тюрин.— Москва: Транспорт, 1983.— 269 с.

5. Государственный доклад о состоянии безопасности дорожного движения в Российской Федерации 2023 URL: https://xn —90aecdnbadn7basfee.xn — p1ai/gallery/%D0%91%D0%94%D0%94%20%D0%BD%D0%B0%20%D1%81%D0%B0%D0%B9%D1%82.pdf (дата обращения: 21.02.2025)

6. Социально-экономические последствия дорожно-транспортных происшествий/ О.Н. Лазаренко//Вестник Московского университета МВД России.— 2014.— № 10.— С. 89–92.— EDN TEHYRD

7. Статистика, стоящих на учете ТС в ГАИ URL: http://www.gibdd.ru/stat (дата обращения: 21.02.2025)

8. Безопасность транспортных средств: учебное пособие для студентов вузов, обучающихся по направлению подготовки бакалавров «Технология транспортных процессов» (профили подготовки: «Организация и безопасность движения», «Расследование и экспертиза дорожно-транспортных происшествий»)/В.А. Молодцов.— Тамбов: Изд-во ФГБОУ ВПО «ТГТУ», 2013.— 236 с.— 500 экз.— ISBN 978–5-8265–1222–7.

9. К.А. Кириллов, О.И.Гируцкий Проверка технического состояния цистерн для перевозки опасных грузов автомобильным транспортом в эксплуатации///Грузовик.— 2024.— № 3.— С. 38–45.— DOI 10.36652/1684–1298–2024–3-38–45.— EDN EWJXIW. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=63981918 (дата обращения: 21.02.2025)

10. Участие России в программе ООН по повышению безопасности дорожного движения/Н.А. Асаул//Транспорт Российской Федерации.— 2011.— № 2 (33).— С. 37–39.— EDN NTNPVN URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=16337962 (дата обращения: 21.02.2025)

11. Доклад Министра транспорта РФ Игоря Левитина в Государственной Думе в рамках «правительственного часа» «О мерах, принимаемых Правительством РФ по совершенствованию тарифной политики в сфере пассажирских перевозок всеми видами транспорта и повышению безопасности перевозок ядовитых, химических и иных опасных грузов» URL: https://mintrans.gov.ru/eye/press-center/interviews/123 (дата обращения: 21.02.2025)

12. Перспективы нормативно-правового и технического регулирования за конструкцией и техническим состоянием цистерн для перевозки опасных грузов/К.А. Кириллов//Грузовик.— 2022.— № 4.— С. 30–37.— EDN QEDGVF. URL: https://www.elibrary. ru/item.asp?id=48505756 (дата обращения: 21.02.2025)

13. Оценка техногенных рисков [Текст]: учебное пособие для студентов и бакалавров высших учебных заведений, обучающихся по направлению подготовки 20.03.01 «Техносферная безопасность»/С.С. Тимофеева, Е.А. Хамидуллина.— Москва: ФОРУМ, 2015.— 207 с.: ил., табл.; 21 см.; ISBN 978–5-91134–932–5 (ФОРУМ).

14. Первая всемирная министерская конференция по безопасности дорожного движения URL: http://www.kremlin.ru/events/president/transcripts/6037/photos (дата обращения: 21.02.2025)

15. Десятилетие действий по обеспечению безопасности дорожного движения 2011– 2020 гг. URL: https://russiaun.ru/ru/page/road_safety (дата обращения: 21.02.2025)

16. Доклад «Повышение безопасности дорожного движения во всем мире» URL: https://docs.un.org/ru/A/66/389 (дата обращения: 21.02.2025)

17. Глобальный план осуществления Десятилетия действий по обеспечению безопасности дорожного движения (2011–2020 гг.) URL: https://www.who. int/roadsafety/decade_of_action/plan/plan_english.pdf (дата обращения: 21.02.2025)

18. Глобальный план осуществления Десятилетия действий по обеспечению безопасности дорожного движения (2021–2030 гг.) URL: https://cdn.who.int/media/docs/defaultsource/documents/health-topics/road-traffic-injuries/21321‑russian-global-plan-forroad-safety.pdf?sfvrsn=65cf34c8_35&download=true (дата обращения: 21.02.2025)

19. Доклад Комитета по внутреннему транспорту о работе его восемьдесят первой сессии URL: https://unece.org/DAM/trans/doc/2019/itc/ECE-TRANS‑288add2e.pdf (дата обращения: 21.02.2025)

По данным Росстата в период с 2000–2023 гг., более 70% грузов, перевозимых по территории Российской Федерации, приходилось на долю автомобильного транспорта [1]. Особое место в общей структуре грузовых перевозок занимают перевозки промышленной продукции и сырья, обладающих опасными свойствами. Комитетом экспертов ООН по перевозке опасных грузов подготовлены рекомендации по стандартизации и унификации норм и правил, действующих как в различных странах, так и на различных видах транспорта. Ведется систематическая работа по совершенствованию рекомендаций и согласованию их с национальными регламентационными актами. Перевозки опасных грузов регламентированы национальными правилами и международными соглашениями о перевозке опасных грузов [2, 3].

Особенно важное значение имеет экологический аспект перевозок опасных грузов. Воздействие опасных веществ, перевозимых различными видами транспорта, на окружающую среду может вызвать необратимые изменения и даже гибель флоры и фауны. Так, ощутимые отклонения от экологического равновесия вызывают происшествия — инциденты с опасными грузами. Обеспечение безаварийности перевозок опасных грузов — важная экономическая и социальная проблема, требующая значительных затрат на её осуществление.

Ущерб, наносимый инцидентами при перевозке опасных грузов, влечет за собой: гибель и заболевание людей; поражение окружающей среды (экологический ущерб); повреждение технических средств и разрушение дорог, промышленных объектов, жилых зданий; повреждение транспортных узлов, архитектурно-исторических памятников и природных заповедников.

Очевидно, что экономический ущерб может составить миллиарды рублей, а социальный ущерб, вызванный гибелью и травмами людей, уничтожением природных ресурсов и национальных богатств страны, неисчислим. Для того, чтобы предотвратить возможный ущерб от перевозки опасных грузов, необходимо решить ряд практических задач, направленных на повышение безопасности перевозок [4].

Дорожно-транспортные происшествия (ДТП) могут приводить к гибели и травмированию людей, а также причинению ущерба имуществу и окружающей среде. Ежегодно в результате ДТП в мире погибает около 1,35 млн человек, от 20 до 50 млн получают несмертельные травмы. Погибшие в ДТП составляют менее 1% от общего числа умерших. В России на основании статистики Госавтоинспекции, в период с 1990 по 2023 г. произошло 6 012 659 ДТП, в которых погибло 931 185 человек и 7 242 410 человек получили ранения различной степени тяжести. В среднем потери нашей страны за календарный год составляют более 28 тыс. человек и около ранеными — 220 тыс. человек. Гибель людей, получение травм и инвалидность населения трудоспособного возраста приводят не только к огромному материальному ущербу, но и ставят под угрозу решение социальных и демографических задач, стоящих перед государством (см. рис. 1).

Для Цитирования:
С. А. Аникеев, А. М. Петраков, К. А. Кириллов, Анализ ущерба при перевозке опасных грузов автомобильным транспортом. Автотранспорт: эксплуатация-обслуживание-ремонт. 2025;8.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: