По данным Росстата в период с 2000–2023 гг., более 70% грузов, перевозимых по территории Российской Федерации, приходилось на долю автомобильного транспорта [1]. Особое место в общей структуре грузовых перевозок занимают перевозки промышленной продукции и сырья, обладающих опасными свойствами. Комитетом экспертов ООН по перевозке опасных грузов подготовлены рекомендации по стандартизации и унификации норм и правил, действующих как в различных странах, так и на различных видах транспорта. Ведется систематическая работа по совершенствованию рекомендаций и согласованию их с национальными регламентационными актами. Перевозки опасных грузов регламентированы национальными правилами и международными соглашениями о перевозке опасных грузов [2, 3].
Особенно важное значение имеет экологический аспект перевозок опасных грузов. Воздействие опасных веществ, перевозимых различными видами транспорта, на окружающую среду может вызвать необратимые изменения и даже гибель флоры и фауны. Так, ощутимые отклонения от экологического равновесия вызывают происшествия — инциденты с опасными грузами. Обеспечение безаварийности перевозок опасных грузов — важная экономическая и социальная проблема, требующая значительных затрат на её осуществление.
Ущерб, наносимый инцидентами при перевозке опасных грузов, влечет за собой: гибель и заболевание людей; поражение окружающей среды (экологический ущерб); повреждение технических средств и разрушение дорог, промышленных объектов, жилых зданий; повреждение транспортных узлов, архитектурно-исторических памятников и природных заповедников.
Очевидно, что экономический ущерб может составить миллиарды рублей, а социальный ущерб, вызванный гибелью и травмами людей, уничтожением природных ресурсов и национальных богатств страны, неисчислим. Для того, чтобы предотвратить возможный ущерб от перевозки опасных грузов, необходимо решить ряд практических задач, направленных на повышение безопасности перевозок [4].
Дорожно-транспортные происшествия (ДТП) могут приводить к гибели и травмированию людей, а также причинению ущерба имуществу и окружающей среде. Ежегодно в результате ДТП в мире погибает около 1,35 млн человек, от 20 до 50 млн получают несмертельные травмы. Погибшие в ДТП составляют менее 1% от общего числа умерших. В России на основании статистики Госавтоинспекции, в период с 1990 по 2023 г. произошло 6 012 659 ДТП, в которых погибло 931 185 человек и 7 242 410 человек получили ранения различной степени тяжести. В среднем потери нашей страны за календарный год составляют более 28 тыс. человек и около ранеными — 220 тыс. человек. Гибель людей, получение травм и инвалидность населения трудоспособного возраста приводят не только к огромному материальному ущербу, но и ставят под угрозу решение социальных и демографических задач, стоящих перед государством (см. рис. 1).