Сегодня российская экономика, как и экономика большинства зарубежных стран, характеризуется снижением темпов экономического развития и вследствие этого дефицитом источников бюджетного финансирования, нестабильностью, неопределенностью и рисками. На разных фазах экономического цикла состояние государственного бюджета различается. При спаде доходы бюджета сокращаются, что связано с сокращением деловой активности и, следовательно, налогооблагаемой базы. Поэтому дефицит бюджета, если он существовал изначально, увеличивается, а профицит сокращается [10–12].
Анализ динамики государственного бюджета Российской Федерации за последние 5 лет (2012–2016) показывает, что наблюдается дефицит государственного бюджета (табл. 1), причем самые значительные скачки произошли в 2013 г., когда рост дефицита государственного бюджета составил рекордные 818,9 %, и в 2015 г., когда рост дефицита составил 585,9 %. В 2016 г. он сократился на 9,8 %, однако, тем не менее, составляет около 1,8 трлн руб.
Дефицит бюджета появляется в том случае, если государственные доходы оказываются меньше государственных расходов. Соответственно, государство ищет способы пополнения бюджета через увеличение государственных доходов, а, как известно, налоговая система является одним основных генераторов поступлений в бюджет и, соответственно, базой для осуществления функций государства.
Зарождение налоговой системы Российской Федерации начало происходить еще в XIX веке, а затем налоговая система Российской Федерации претерпевала множество изменений, нововведений и дополнений. Ее современная концепция начала формироваться после распада СССР с принятием закона «Об основах налоговой системы РФ». В условиях рыночной экономики появились новые налоги и сборы, такие как акцизы на алкогольную продукцию, акцизы на табачную продукцию, подоходный налог, налог на добавленную стоимость (НДС) и др.
Сегодня в России общая налоговая и неналоговая нагрузка на бизнес достаточно высокая и превышает среднемировые показатели. В то же время НДС составляет 18 % и ниже, чем в ряде европейских стран, например, в Польше, Чехии, Венгрии (38 %), Белоруссии (20 %) [4]. Так, согласно отчету «Уплата налогов в 2016 году», подготовленному группой Всемирного банка совместно с PricewaterhouseCoopers, общая среднемировая нагрузка на бизнес в 2016 г. составила 40,6 %, в то время как в России она составила 47,4 %. В связи с этим дополнительное повышение налогов чревато ухудшением состояния бизнеса, социально-экономического положения в стране, потерей доверия к власти, народными волнениями.