По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 338.2

Анализ тенденций и влияние цифровой экономики на налоговую нагрузку на бизнес в России и за рубежом

Казакова Н. А. д-р экон. наук, профессор, директор СНЦ финансовых исследований, Российский экономический университет им. Г. В. Плеханова, e-mail: axd_audit@mail.ru
Казаков А. Ю. главный бухгалтер, промышленный холдинг ТКС-групп

Снижение темпов экономического развития и дефицит источников бюджетного финансирования стимулирует российское законодательство совершенствовать инструменты фискальной политики, и прежде всего наиболее «быстрые» средства пополнения государственного бюджета, такие как налоговая политика. Проведенный сравнительный анализ налоговой нагрузки в некоторых европейских странах позволяет говорить в целом о тенденциях роста налоговой нагрузки на бизнес в мире, а также сближении налоговых практик. Это дает возможность прогнозировать в будущем введение в России новых налогов, аналогичных имеющимся за рубежом.

Литература:

1. В России начал действовать «налог на Google» [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://rg.ru/2017/01/01/v-rossii-nachal-dejstvovat-nalog-na-google.html (дата обращения: 16.01.2019).

2. Налоговая аналитика / Официальный сайт ФНС 2016–2017 [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://analytic.nalog.ru/portal/index.ru-RU.htm (дата обращения: 16.01.2019).

3. Налоговая нагрузка в России [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://ombudsmanbiz.ru/2016/03/v-rossii-nalogovaya-nagruzka-na-biznes-vyshe-chem-srednemirovaya/#1 (дата обращения:16.01.2019).

4. Налоговый обзор от экспертов PwC. ОННП — от слов к делу [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.pwc.ru/ru/taxconsulting-services/assets/legislation/tax-flash-report-2016–52-rus.pdf (дата обращения: 16.01.2019).

5. Реакция на налог на Google [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://kg-portal.ru/comments/62575-gsc-game-world-rasskazala-o-reakcii-steam-na-nalog-na-google/ (дата обращения: 16.01.2019).

6. Федеральный бюджет РФ / Официальный сайт Минфина России [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://minfin.ru/ru/statistics/ fedbud/ (дата обращения: 16.01.2019).

7. Казакова Н. А., Белякова Э. И. Аналитические процедуры оценки налоговых рисков и контроля правильности расчетов налога на добавленную стоимость // Управленческий учет. — 2014. —№ 6. — С. 20–28.

8. Казакова Н. А., Белякова Э. И., Федченко Е. А. Совершенствование аналитических процедур оценки налоговых рисков как инструмент повышения эффективности налогового и финансового контроля // Вестник Московского финансово-юридического университета. — 2012. —№ 3. — С. 8–17.

9. Белякова Э. И., Казакова Н. А. Налоговый учет в лизинговой компании // Лизинг. — 2014. —№ 9. — С. 20–29.

10. Казакова Н. А., Белякова Э. И., Федченко Е. А. Совершенствование методики предварительного анализа отчетности организаций налогоплательщиков на основе унифицированных аналитических процедур // Международный бухгалтерский учет. — 2012. —№ 17. — С. 35–41.

11. Казакова Н. А., Федченко Е. А., Белякова Э. И. Актуальные направления совершенствования государственного контроля // Финансы и кредит. — 2012. —№ 19 (499). — С. 35–41.

12. Казакова Н. А., Белякова Э. И. Налоговый учет в лизинговой компании // Лизинг. — 2014. —№ 9. — С. 20–29.

13. Казакова Н. А., Бутенко Д. О., Денисюк П. А. Контролируемая задолженность перед иностранными кредиторами и ее влияние на налогообложение и капитализацию российских компаний // Финансовый менеджмент. — 2017. —№ 3. — С. 3–9.

14. Казакова Н. А., Казаков А. Ю. Налог на добавленную стоимость с позиции налогоплательщика и налогового органа // Лизинг. — 2018. —№ 3. — С. 20–33.

15. Казакова Н. А., Казаков А. Ю. Актуальные вопросы учета и отражения в налоговой бухгалтерской отчетности налога на добавленную стоимость // Лизинг. — 2019. —№ 1. — С. 31–40.

16. Казакова Н. А., Ефремова Е. И. Методология риск ориентированного контроля и контроллинга эффективности бизнеса: монография. — Изд. 2-е, испр. и доп. — М.: ИНФРА-М, 2019. — 234 с.

17. Дун И. Р. Лизинг в авиационной промышленности // Лизинг. — 2012. —№ 5. — С. 25–28.

18. Дун И. Р. Расторжение договора лизинга в одностороннем порядке // Лизинг. — 2018. —№ 3. — С. 34–41.

19. Дун И. Р. Выкупная цена предмета лизинга // Лизинг. — 2018. —№ 4. — С. 26–33.

20. Дун И. Р. Автолизинг в России // Лизинг. — 2018. —№ 4. — С. 18–25.

Сегодня российская экономика, как и экономика большинства зарубежных стран, характеризуется снижением темпов экономического развития и вследствие этого дефицитом источников бюджетного финансирования, нестабильностью, неопределенностью и рисками. На разных фазах экономического цикла состояние государственного бюджета различается. При спаде доходы бюджета сокращаются, что связано с сокращением деловой активности и, следовательно, налогооблагаемой базы. Поэтому дефицит бюджета, если он существовал изначально, увеличивается, а профицит сокращается [10–12].

Анализ динамики государственного бюджета Российской Федерации за последние 5 лет (2012–2016) показывает, что наблюдается дефицит государственного бюджета (табл. 1), причем самые значительные скачки произошли в 2013 г., когда рост дефицита государственного бюджета составил рекордные 818,9 %, и в 2015 г., когда рост дефицита составил 585,9 %. В 2016 г. он сократился на 9,8 %, однако, тем не менее, составляет около 1,8 трлн руб.

Дефицит бюджета появляется в том случае, если государственные доходы оказываются меньше государственных расходов. Соответственно, государство ищет способы пополнения бюджета через увеличение государственных доходов, а, как известно, налоговая система является одним основных генераторов поступлений в бюджет и, соответственно, базой для осуществления функций государства.

Зарождение налоговой системы Российской Федерации начало происходить еще в XIX веке, а затем налоговая система Российской Федерации претерпевала множество изменений, нововведений и дополнений. Ее современная концепция начала формироваться после распада СССР с принятием закона «Об основах налоговой системы РФ». В условиях рыночной экономики появились новые налоги и сборы, такие как акцизы на алкогольную продукцию, акцизы на табачную продукцию, подоходный налог, налог на добавленную стоимость (НДС) и др.

Сегодня в России общая налоговая и неналоговая нагрузка на бизнес достаточно высокая и превышает среднемировые показатели. В то же время НДС составляет 18 % и ниже, чем в ряде европейских стран, например, в Польше, Чехии, Венгрии (38 %), Белоруссии (20 %) [4]. Так, согласно отчету «Уплата налогов в 2016 году», подготовленному группой Всемирного банка совместно с PricewaterhouseCoopers, общая среднемировая нагрузка на бизнес в 2016 г. составила 40,6 %, в то время как в России она составила 47,4 %. В связи с этим дополнительное повышение налогов чревато ухудшением состояния бизнеса, социально-экономического положения в стране, потерей доверия к власти, народными волнениями.

Для Цитирования:
Казакова Н. А., Казаков А. Ю., Анализ тенденций и влияние цифровой экономики на налоговую нагрузку на бизнес в России и за рубежом. Лизинг. 2019;3.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: